Рецензия на игру Laetitia

Михаил Судаков, 4 февраля

День всех пустых

Человек-и-графоман Джейми Грилло, выпускающий по одной посредственной игре для ZX Spectrum каждые несколько месяцев, разродился очередным релизом — аркадой Laetitia.

По старой доброй традиции контента у Джейми много, а вот с качеством наблюдаются серьёзные проблемы. Laetitia явно создана под впечатлением от Cauldron, но серьёзно уступает этой древней игре практически во всём, кроме плавности. А за неё благодарить стоит совсем другого человека — Джонатана Колдвелла, автора движка AGD.

Играете вы на сей раз за ведьмочку по имени Летиция, которая должна помочь своей тётушке сделать волшебное зелье, чтобы победить злобную ведьму Гризельду. Для этого нужно бегать и летать по окрестностям и подземельям деревеньки Гриннет, собирать ингредиенты для зелья и воевать со всякой нечистью.

На бумаге всё выглядит неплохо, да и сама по себе идея сделать современную версию Cauldron достойна поощрения. Но как только сталкиваешься нос к носу с местным геймплеем, хочется его перекрестить, сбрызнуть святой водой и на всякий случай сжечь, не дожидаясь масленицы — в любой последовательности.

Для начала, игра скучна до скрежета зубовного — большую часть времени вы работаете на побегушках у более опытных ведьм, попутно уворачиваясь от врагов, которыми кишит каждый второй экран. Задачи перед Летицией стоят, мягко скажем, не очень мудрёные: принести очередной ингредиент, взять цветной ключ, открыть им дверь в нужный склеп, найти там что-нибудь ещё, притащить обратно, а потом повторять всё это, пока не закончится игра или ваше терпение.

Чтобы вам было повеселее, Джейми поколдовал с управлением и вместо одной кнопки действия зачем-то реализовал две — прыжок и стрельбу. Для консолей это нормально, но на «Спектруме» подобного принято всячески избегать, ведь у стандартного джойстика этого компьютера всего одна кнопка. Понятно, что без стрельбы в Laetitia никуда, а вот на кой чёрт нужно было отдельное управление для прыжка — поди разбери. На поверхности от этого действия нет никакого толку, потому что там Летиция умеет летать. А под землёй полёты запрещены, поэтому там можно было спокойно повесить прыжок на кнопку «Вверх».

Куда сильнее управления раздражает хлипкость Летиции, которой вредит практически всё вокруг — от неанимированного дыма из трубы до бессмысленно бродящих окрест деревенских жителей. Про кроны деревьев и говорить не приходится — этот момент целиком слизан с Cauldron. Доходит до смешного — главная героиня умудряется терять энергию даже от соприкосновения с цветочками, которые ей, по идее, нужно собирать в первой же части! При этом Цветы Вредящие визуально ничем не отличаются от Цветов Собирательных, так что остаётся тупо гадать на ромашке.

Полный бардак и с врагами — одним нужно несколько выстрелов, чтобы их хотя бы на время парализовало, а другим невозможно повредить в принципе. Большинство супостатов при соприкосновении с Летицией отнимают у неё единичку-другую энергии, а мерцающие гады сразу лишают жизни. Особо весело проходить подземные уровни, где на одном экране может быть штук шесть таких сволочей, летающих и снующих во всех направлениях сразу.

Тем не менее, кажется, что вот он, проблеск здравого смысла — сильно опасные враги хотя бы визуально отличаются от не очень страшных! Но нет, в подземных уровнях встречаются ни капли не мерцающие объекты, столкновение с которыми всё равно смертельно. Как говорится, оставь надежду, всяк сюда входящий в поисках внятного геймдизайна.

Наконец, вишенка на торте — Laetitia разделена аж на целые четыре части, три из которых как минимум поначалу кажутся близнецами. Очевидно, что отличаются они доступными подземными сегментами, но поверхность и выглядит, и играется более-менее идентично, просто в одной части нужно собирать цветочки, а в другой — грибочки.

От игры, разбитой на несколько отдельно загружаемых файлов, ожидаешь какого-то разнообразия или эпика в стиле Aeon. Однако когда запускаешь первые три части Laetitia, складывается ощущение, что автор перепутал какие-то файлы при компиляции, получил три одинаковых уровня и не почесался проверить результат. А удивляться тут нечему — это не глюк, это просто игра Джейми Грилло.

О внешнем виде Laetitia даже как-то неловко заводить разговор — в плане графики наш герой как был на уровне «Я не художник, но уж пиксели-то расставлять кое-как умею» в начале своей карьеры, так там и остался. На свете существуют десятки игр страхолюднее этой, но вышеупомянутая Cauldron, например, выглядит в разы сильнее и симпатичнее. Зато, как обычно, не подкачала заставка — художник-стахановец Энди Грин, кажется, не отказывает в помощи никому, даже самым отъявленным бракоделам.

Если предыдущие игры Джейми Грилло ещё можно было как-то терпеть, потому что они, как правило, являлись клонами очень простых платформеров и не претендовали на что-то больше, то у Laetitia размах на рубль, а удар на иранский динар. Энтузиазма и желания делать игры товарищу явно не занимать, но количество вообще редко когда перерастает в качество, и здесь явно не тот случай.

В общем, Джейми хочется пожелать хоть раз не торопиться с релизом и потратить на проработку геймплея в пару-тройку раз больше времени, чем обычно (то есть хотя бы пятнадцать минут). Ну и подружиться с каким-нибудь художником, раз у самого пиксельный цветок никак не выходит. Тогда, быть может, очередную игру не захочется замуровать в склепе и не выпускать на свет божий, как злополучную Laetitia.