Если вы любите приставку Super Nintendo, то наверняка либо слышали о чипе SA-1, либо проводили немало времени за играми, которые его используют — например, за Kirby Super Star, Super Mario RPG или Kirby's Dream Land 3. Всего их, увы, не так много — ровно 34 штуки. А всё потому что SA-1 был встроен не в саму консоль, а непосредственно в картриджи с играми, что несколько увеличивало стоимость их производства.
Тем не менее, SA-1 значительно превосходил стандартный процессор 5A22, использовавшийся в SNES, поэтому заточенные под него игры могли похвастаться, помимо всего прочего, повышенной частотой кадров и отсутствием тормозов в особо сложных сценах. Ничего удивительного — его тактовая частота в три раза выше 5A22 (причём работают они параллельно, что может дать четырёхкратный прирост в скорости), оперативная память тоже пошустрее, присутствуют математические функции типа умножения и деления, есть дополнительные режимы прямого доступа к памяти и так далее, и тому подобное.
В общем, ничего удивительного, что кому-то — а конкретно бразильскому хакеру Витору Вилеле — пришла в голову замечательная идея начать модифицировать игры для SNES с целью добавить в них поддержку SA-1 и тем самым значительно их ускорить. Начал он с Gradius III, выпустив патч, устраняющий все тормоза, особенно на перегруженном уровне с пузырями. Фанатам игры и консоли это очень понравилось, и они потребовали продолжения. Витор не стал упрямиться и продолжил работу, назвав свой проект SA-1 Root.
На сегодняшний день хакером модифицированы ровно четыре игры, о которых мы сейчас вкратце расскажем. Где-то разница с оригиналом более заметна, где-то — менее. В случае с Race Drivin', например, это просто небо и земля — насколько игра ускорилась от патча. На подходе, кстати, модификация Star Fox, хотя не до конца понятно, как именно Витор собирается её улучшать, ведь она использует для работы чип Super FX от Argonaut. Ну да поживём — увидим.
Следить за новинками SA-1 Root можно в твиттере Витора или на GitHub, где он выкладывает патчи. В принципе, модифицировать игры очень просто — качаете оригинальный ROM, качаете патч и при помощи специальной программы делаете уже исправленную версию. Для Windows неплохо подойдёт FLIPS, а для macOS — MultiPatch. Но чтобы вам не пришлось возиться, мы заранее пропатчили все ромы и их тоже выкладываем. Не благодарите.
Gradius III (Konami, 1990)
Третья часть знаменитой серии скролл-шутеров от компании Konami. У игры было очень мало домашних портов, причём только один из них вышел почти одновременно с оригиналом — в 1990-м году. Да, речь о версии для SNES, которая не только добавила возможность продолжить игру после окончания всех жизней (из версии для игровых автоматов эту привычную штуку почему-то убрали), но и добавила изрядное количество тормозов, которые особенно заметны на «уровне с пузырями».
Патч все тормоза убирает, сокращает время загрузок, а заодно делает игру заметно сложнее. Ведь теперь игра не замедляется в особо сложных сценах и работает с обычной скоростью, а на экране иногда творится такой адский бардак из вражеских кораблей, недружелюбных существ и выстрелов, что каждая доля секунды на счету.
Ссылки: скачать патч, скачать пропатченную игру, GitHub.
Super R-Type (Irem, 1991)
В своей основе это R-Type II — красивый, сложный и очень играбельный сиквел легендарного скролл-шутера от компании Irem. Но при переносе игры на SNES добавили новые уровни и новых врагов, а из названия убрали двойку (видимо, потому что первая часть не выходила ни на SNES, ни на NES) и присобачили к нему привычную приставку Super.
Разумеется, не обошлось без замедлений в особо загруженных сценах, с чем и борется SA-1-патч. А заодно — устраняет малейшие задержки при загрузке.
Ссылки: скачать патч, скачать пропатченную игру, GitHub.
Contra III: The Alien Wars (Konami, 1992)
Триквел ураганной стрелялки от Konami в ускорении особо не нуждается, но патч делает его идеально плавным. Также значительно сокращено время загрузки уровней, а таблицу рекордов и настройки теперь можно сохранять. На европейской версии, которая называется Super Probotector: Alien Rebels, на японской под названием Contra Spirits, а также на гуляющей по интернету бета-версии патч, разумеется, не сработает.
Ссылки: скачать патч, скачать пропатченную игру, GitHub.
Race Drivin' (Atari Games, 1992)
Полностью трёхмерная гонка от Atari Games, продолжение более знаменитой Hard Drivin'. Разработчики сделали упор на «реалистичное» поведение машины, что им не слишком удалось. Тем не менее, на игровых автоматах Race Drivin' выглядит неплохо, хотя частота кадров время от времени заметно проседает.
Как водится, попытки портировать игру на домашние системы имели очень переменный успех. Версии для Saturn, PlayStation и MS-DOS играются вполне себе прилично и плавно, а вот порты на более слабые платформы — такие, как Atari ST, Amiga, Mega Drive и SNES, — ничем подобным похвастаться не могут.
Меньше всех повезло именно SNES-порту — без патча игра похожа на самое натуральное слайд-шоу, а fps колеблются около 4-5 кадров в секунду. Патч кардинально улучшает ситуацию, повышая fps до нестыдных и стабильных 30. Получилось бы и больше, но Витор добавил ограничение частоты кадров, чтобы игра всегда работала с постоянной скоростью, не ускоряясь и не замедляясь по поводу и без. Одним словом, неиграбельное позорище превратилось в нормальную, даже увлекательную трёхмерную игру.
Ссылки: скачать патч, скачать пропатченную игру, GitHub.