Тем сумасшедшим людям, которые готовы тратить многие сотни долларов на FPGA-реализации любимых консолей, компьютеров и игровых автоматов, где-то в ближайший год-другой выдастся возможность разориться ещё немного. И нет, не на очередное изделие компании Analogue, а на совершенно новый продукт — универсальную «консоль» MARS (это сокращение от Multi Arcade and Retro System).
Этому проекту уже около года, но как следует пошумел в прессе он в последние месяцы — иногда по хорошим причинам, иногда не очень. Если в двух словах, то это отличная задумка — своего рода конкурент знаменитому MiSTer, причём за счёт более мощной ПЛИС Cyclone V (конкретно — DE10-Nano Kit) MARS сможет без проблем и тормозов «железно эмулировать» куда более мощные консоли с трёхмерной графикой.
А главное — это будет полноценное устройство, позволяющее вставлять в себя как картриджи, так и геймпады от разных систем. Всё — с помощью специальных адаптеров, которые, надо полагать, будут продаваться отдельно. В MARS даже предусмотрен разъём JAMMA для подключения плат от игровых автоматов.
Из видеоразъёмов поначалу планировали встроить только композит, VGA и HDMI, но сейчас обещают также компонент, S-Video и RGB.
Изначально MARS должен был появиться в продаже за $ 700 в первом квартале 2024 года, но потом сроки начали сдвигаться. Сначала разработчики божились показать рабочий прототип на выставке Too Many Games в конце июня, а теперь сообщают, что «в течение 6-8 недель определятся с датой демонстрации». В общем, есть подозрение, что в этом году MARS не выйдет.
Тут, в принципе, можно было сделать далеко идущие выводы о том, что приставку делают бестолочи и она вообще вряд ли когда-либо увидит свет, но мешает один факт — в проекте участвует несколько довольно известных в ретросообществе личностей. А именно:
Майк Чи — создатель знаменитой серии аппаратных апскейлеров RetroTink, в том числе и RetroTink-4K, который сам по себе стоит $ 750. Удивительный факт — создатели MARS утверждают, что в него как раз будет встроен RetroTink, хотя пока не очень понятно, о чём идёт речь. Видимо, о безумном количестве тонко настраиваемых фильтров, под которые даже вроде бы обещают выделить отдельную ПЛИС.
Феликс Лазарев (Flxel) — небезызвестный разработчик FreeDO (базы для всех эмуляторов 3DO) и много чего ещё;
Тодд Гилл (ToddsNerdCave) — индустриальный дизайнер, делавший корпуса для OSSC, MiSTer и Retrotink 5x.
Изначально в команде MARS был ещё и разработчик множества MiSTer-расширений Wizzomafizzo, но он впоследствии ушёл из проекта — мирно и спокойно, безо всяких скандалов.
На текущий момент консоль выглядит вот так (это, разумеется, рендер, финальная версия может значительно от него отличаться):
Что ж, визуал довольно симпатичный. Дело за малым — за функционалом и за реализацией всего обещанного.
Следить за обновлениями можно в твиттере MARS или на «Идеальном пикселе». Если будут какие-то важные анонсы, мы про них обязательно напишем.