Одним из самых больших разочарований для эрудированных поклонников Диззи — ну, помимо отсутствия Fantastic Dizzy на «Спектруме» и провала Dizzy Returns на «Кикстартере» — была отмена Dizzy The Adventurer для Mega Drive. Точнее, многие вообще не знали о существовании этой версии, но кто был в курсе, тот в отчаянии рвал последние волосы на голове, ведь игра вырисовывалась просто замечательная.

Как известно, сначала Dizzy The Adventurer вышла на NES — это была переработанная версия Dizzy, Prince of the Yolkfolk. Через несколько лет было решено портировать игру на Master System, Game Gear и Mega Drive, причём в составе сборника The Excellent Dizzy Collection. Работы над ним шли успешно, и в марте 1994-го вышли первые две версии. Однако к тому времени отношения между близнецами Оливерами и братьями Дарлингами, которые владели издательством Codemasters, окончательно испортились. Дарлинги постоянно задерживали или вовсе не выплачивали обещанные Оливерам деньги, направо и налево отменяли проекты, постоянно меняли условия сотрудничества — и так далее, и тому подобное. В итоге Оливеры отказались отдавать в Codemasters финальную версию сборника, пока им не выплатят хотя бы обещанный аванс в размере £ 20 000 (что, разумеется, даже близко не покрывало стоимость разработки).

Dizzy The Adventurer для NES.

Дарлинги отказались — им к тому времени было уже откровенно плевать и на Диззи, и на Оливеров. К тому времени их американский партнёр Lewis Galoob Toys выиграл у Nintendo суд, касающийся устройства для читов Game Genie, и получил нешуточную компенсацию в размере $ 15 млн. Из этих денег самим Дарлингам досталось порядка £ 2,5 млн, а продажи самого устройства только за прошлый год принесли им ещё порядка £ 2,6 млн. Ошалев от свалившегося на них мешка денег, братья начали тратить их на Ferrari, уроки управления самолётами и вертолётами — в общем, на что угодно, но только не на людей, которые сделали их известными (подробнее об этом можно прочитать в замечательной книге The Story of The Oliver Twins). В итоге The Excellent Dizzy Collection для Mega Drive так и не увидел свет, и лишь в 2011 году Оливеры нашли кучу картриджей, заметок, дискет и прочих крутых вещей у себя на чердаке, а потом отдали всё это добро во временное пользование Эндрю Джозефу, создателю и админу сайту Yolkfolk.com.

Среди всего этого добра, по счастью, обнаружился и картридж с Dizzy The Adventurer. Эндрю его успешно запустил, записал минут 15 геймплея, выложил ролик в Сеть и затих. В ответ на многочисленные вопросы «Ну чё там с игрой?» отвечал, что дико занят жизнью, семьёй и другими делами, а на просьбы сдампить ROM с игрой сообщал, что у него нет подобного устройства, потому что они очень дорогие. Но он, дескать, постарается и найдёт. Советы типа: «Купи Retrode, он стоит дешевле £ 60, или просто дай этот картридж человеку с таким устройством» — Эндрю почему-то игнорировал. В итоге, так ничего и не сдампив и никуда не выложив, товарищ вернул все картриджи назад близнецам Оливерам, и мечта о спасении Dizzy The Adventurer впала в кому на долгих шесть лет.

К слову, вот этот злополучный ролик — такой манящий и дразнящий:

К счастью, где-то в 2017-м, а то и раньше, лёд снова тронулся. Примерно в это же время Оливеры начали откапывать свои старые игры, доделывать их с помощью Лукаша Кура и выкладывать бесплатно в Сеть, попутно выпуская на картриджах (уже за деньги, само собой). Так были выпущены Dreamworld Pogie, Mystery World Dizzy, Wonderland Dizzy и Panic! Dizzy. Про Dizzy The Adventurer по-прежнему ничего не было слышно, а затем Оливеры объявили о разработке Wonderful Dizzy, и всё внимание фанатов переключилось на эту игру.

И вот в середине марта твиттер Yolkfolk.com начал тизерить какое-то Грандиозное Событие, отсчитывая до него дни. А 3 апреля Событие-таки случилось — Эндрю опубликовал PC-версию Dizzy The Adventurer, в основу которой и легла та самая несостоявшаяся мегадрайв-версия.

Сразу стоит сказать, что игра действительно получилась великолепной — это определённо одно из самых красивых приключений Диззи. Если бы она вышла в 80-х, то обязательно снискала бы любовь как игроков, так и критиков — благодаря своей красочной графике, богатой анимации, хорошей музыке и интересным головоломкам. В некотором смысле это идеальная точка входа в мир Диззи — игра не очень сложная, но но и не слишком простая, к тому же очень увлекательная и выгодно смотрится на фоне даже самых известных релизов для Mega Drive.

К счастью, выход Dizzy The Adventurer именно на PC принёс свои бонусы — игра обзавелась кучей фишек, присущих современным релизам. Вот лишь некоторые из них:

  • возможность сохранения игры в любом месте;
  • ачивки (достижения);
  • испытания;
  • три уровня сложности: казуальный, нормальный и высокий (отличаются они сложностью загадок, количеством жизней, опасностью врагов и даже мягкостью облаков);
  • опциональная подсветка доступных для использования предметов;
  • графические фильтры — от «линий сканирования» до чёрно-белого изображения и зернистости;
  • наличие двух саундтреков — современного и ретро;
  • возможность переназначить управление (например, на классическое Z, X, K, M, Space, Enter).

В общем, визуально и по геймплею Dizzy The Adventurer ощущается как самое настоящее ретро, но по удобству это вполне себе современная игра, которой место в Steam, GOG или даже где-нибудь на консолях. Судя по разделу Credits, за портирование на PC отвечал наш старый знакомец Лукаш Курр, а помогали ему в этом Эндрю Джозеф и Адам Марки (оба — с Yolkfolk.com). За графику отвечали Кэл Кармоун, Даррен Йоманс и Марсело Барбоса, музыку написал легендарный Линдон Шарп, а современный ремикс сделал Камиль Рыбак (Chip Jockey). У игры, представьте себе, есть даже русская и польская версии: первую обеспечил Владимир Хорев, а вторую — сам Лукаш Курр.

Сейчас скачать Dizzy The Adventurer можно совершенно бесплатно со страницы игры на itch.io. Донаты авторам категорически приветствуются — всё-таки они проделали большую работу и вернули нам игру, которая долгое время считалась безвозвратно утерянной. Так что качайте, играйте, донатьте, и давайте дружно надеяться, что это не последняя находка в мире Диззи.

• • •

А теперь, когда все ссылки опубликованы, а благодарности разданы, хочется немного понедоумевать.

Во-первых, изначально игру выложили не бесплатно, а за целых £ 10 — и ведь речь о цифровой версии, а не о какой-нибудь там флэшке или диске. Да, это сравнительно небольшая сумма, но значительно выше средней цены других платных фанатских проектов. Плюс просить деньги за в изрядной степени чужую работу (всё-таки мегадрайв-версия Dizzy the Adventurer находилась в состоянии, близком к релизному) в то время, как все остальные «спасённые» игры от Оливеров и даже новенькая Wonderful Dizzy выкладывались бесплатно — это всё-таки немного странно.

Разумеется, каждая работа заслуживает оплаты, но случай с Диззи — особенный. Не стоит забывать, что правами на Диззи напополам владеют Оливеры и Codemasters (которая теперь принадлежит EA), и не в последнюю очередь благодаря бесплатности всех фанатских игр у братьев Дарлингов не было претензий к их разработчикам. Судя по всему, именно негативная реакция по стороны Диззи-сообщества подтолкнула Эндрю Джозефа буквально через пару дней сделать Dizzy the Adventurer бесплатной с опциональным донатом.

Во-вторых, информации про разработку игры, которая, по утверждению Эндрю, длилась долгие 4 года и была непростой, практически нет. Казалось бы — про такое можно написать целую книгу или хотя бы статью на своём собственном сайте, но фигушки — заметка про отменённую обучающую игру про Диззи имеется, а про Dizzy the Adventurer написать никто не удосужился. Из всей информации на Yolkfolk.com — ссылка на itch.io да одинокая тема на форуме с некорректной информацией о причинах невыхода игры в 80-х.

В-третьих, сами Оливеры про эту игру упомянули у себя на «Фейсбуке» лишь спустя 9 долгих дней после релиза, как будто узнали об оном из интернета. Про все предыдущие найденные игры они писали активно и даже снимали YouTube-ролики, про Wonderful Dizzy рассказывали тоже неоднократно во всевозможных форматах, а тут — сухой репост очередной записи Эндрю и всё. То ли владелец Yolkfolk.com действительно с ними никак не консультировался (по крайней мере, в кредитсах The Oliver Twins упомянуты лишь как геймдизайнеры и создатели персонажей), то ли мы чего-то не знаем.

В-четвёртых, ни Эндрю, ни Оливеры по-прежнему так и не выпустили ROM с мегадрайв-версией, хотя, очевидно, что сдампить его всё-таки получилось. Более того — странно, что никто не попытался сделать именно консольную версию игры, ведь это было бы куда аутентичнее. PC-релиз ей бы ничуть не помешал, а скорее дополнил. Ведь если бы доделали игру для Mega Drive, то её можно было бы выпустить на картридже в красивой упаковке и уже с нормальным ценником. В конце концов, для сохранения игрового наследия даже недоделанная версия игры очень важна. Хочется верить, что её всё-таки рано или поздно опубликуют.

В-пятых, Пётр Граткевич, бессменный иллюстратор всех официальных игр про Диззи в последние 5 лет, нарисовал для игры замечательный постер, который так никто нормально никуда и не выложил, если не считать безбожно пережатого варианта на «Фейсбуке». Что ж, придётся сделать это самим:

Впрочем, всё это недоумевание и бурчание можно смело проигнорировать, потому что куда важнее, что долгожданная Dizzy The Adventurer для Mega Drive всё-таки вышла (пусть даже слегка мутировав по дороге в PC-версию), и одним утерянным проектом в мире Диззи стало меньше. Возрадуемся!