Вышла утерянная и очень красивая версия Dizzy The Adventurer для Sega Mega Drive

Одним из самых больших разочарований для эрудированных поклонников Диззи — ну, помимо отсутствия Fantastic Dizzy на «Спектруме» и провала Dizzy Returns на «Кикстартере» — была отмена Dizzy The Adventurer для Mega Drive. Точнее, многие вообще не знали о существовании этой версии, но кто был в курсе, тот в отчаянии рвал последние волосы на голове, ведь игра вырисовывалась просто замечательная.

Как известно, сначала Dizzy The Adventurer вышла на NES — это была переработанная версия Dizzy, Prince of the Yolkfolk. Через несколько лет было решено портировать игру на Master System, Game Gear и Mega Drive, причём в составе сборника The Excellent Dizzy Collection. Работы над ним шли успешно, и в марте 1994-го вышли первые две версии. Однако к тому времени отношения между близнецами Оливерами и братьями Дарлингами, которые владели издательством Codemasters, окончательно испортились. Дарлинги постоянно задерживали или вовсе не выплачивали обещанные Оливерам деньги, направо и налево отменяли проекты, постоянно меняли условия сотрудничества — и так далее, и тому подобное. В итоге Оливеры отказались отдавать в Codemasters финальную версию сборника, пока им не выплатят хотя бы обещанный аванс в размере £ 20 000 (что, разумеется, даже близко не покрывало стоимость разработки).

Dizzy The Adventurer для NES.

Дарлинги отказались — им к тому времени было уже откровенно плевать и на Диззи, и на Оливеров. К тому времени их американский партнёр Lewis Galoob Toys выиграл у Nintendo суд, касающийся устройства для читов Game Genie, и получил нешуточную компенсацию в размере $ 15 млн. Из этих денег самим Дарлингам досталось порядка £ 2,5 млн, а продажи самого устройства только за прошлый год принесли им ещё порядка £ 2,6 млн. Ошалев от свалившегося на них мешка денег, братья начали тратить их на Ferrari, уроки управления самолётами и вертолётами — в общем, на что угодно, но только не на людей, которые сделали их известными (подробнее об этом можно прочитать в замечательной книге The Story of The Oliver Twins). В итоге The Excellent Dizzy Collection для Mega Drive так и не увидел свет, и лишь в 2011 году Оливеры нашли кучу картриджей, заметок, дискет и прочих крутых вещей у себя на чердаке, а потом отдали всё это добро во временное пользование Эндрю Джозефу, создателю и админу сайту Yolkfolk.com.

Среди всего этого добра, по счастью, обнаружился и картридж с Dizzy The Adventurer. Эндрю его успешно запустил, записал минут 15 геймплея, выложил ролик в Сеть и затих. В ответ на многочисленные вопросы «Ну чё там с игрой?» отвечал, что дико занят жизнью, семьёй и другими делами, а на просьбы сдампить ROM с игрой сообщал, что у него нет подобного устройства, потому что они очень дорогие. Но он, дескать, постарается и найдёт. Советы типа: «Купи Retrode, он стоит дешевле £ 60, или просто дай этот картридж человеку с таким устройством» — Эндрю почему-то игнорировал. В итоге, так ничего и не сдампив и никуда не выложив, товарищ вернул все картриджи назад близнецам Оливерам, и мечта о спасении Dizzy The Adventurer впала в кому на долгих шесть лет.

К слову, вот этот злополучный ролик — такой манящий и дразнящий:

К счастью, где-то в 2017-м, а то и раньше, лёд снова тронулся. Примерно в это же время Оливеры начали откапывать свои старые игры, доделывать их с помощью Лукаша Кура и выкладывать бесплатно в Сеть, попутно выпуская на картриджах (уже за деньги, само собой). Так были выпущены Dreamworld Pogie, Mystery World Dizzy, Wonderland Dizzy и Panic! Dizzy. Про Dizzy The Adventurer по-прежнему ничего не было слышно, а затем Оливеры объявили о разработке Wonderful Dizzy, и всё внимание фанатов переключилось на эту игру.

И вот в середине марта твиттер Yolkfolk.com начал тизерить какое-то Грандиозное Событие, отсчитывая до него дни. А 3 апреля Событие-таки случилось — Эндрю опубликовал PC-версию Dizzy The Adventurer, в основу которой и легла та самая несостоявшаяся мегадрайв-версия.

Сразу стоит сказать, что игра действительно получилась великолепной — это определённо одно из самых красивых приключений Диззи. Если бы она вышла в 80-х, то обязательно снискала бы любовь как игроков, так и критиков — благодаря своей красочной графике, богатой анимации, хорошей музыке и интересным головоломкам. В некотором смысле это идеальная точка входа в мир Диззи — игра не очень сложная, но но и не слишком простая, к тому же очень увлекательная и выгодно смотрится на фоне даже самых известных релизов для Mega Drive.

К счастью, выход Dizzy The Adventurer именно на PC принёс свои бонусы — игра обзавелась кучей фишек, присущих современным релизам. Вот лишь некоторые из них:

  • возможность сохранения игры в любом месте;
  • ачивки (достижения);
  • испытания;
  • три уровня сложности: казуальный, нормальный и высокий (отличаются они сложностью загадок, количеством жизней, опасностью врагов и даже мягкостью облаков);
  • опциональная подсветка доступных для использования предметов;
  • графические фильтры — от «линий сканирования» до чёрно-белого изображения и зернистости;
  • наличие двух саундтреков — современного и ретро;
  • возможность переназначить управление (например, на классическое Z, X, K, M, Space, Enter).

В общем, визуально и по геймплею Dizzy The Adventurer ощущается как самое настоящее ретро, но по удобству это вполне себе современная игра, которой место в Steam, GOG или даже где-нибудь на консолях. Судя по разделу Credits, за портирование на PC отвечал наш старый знакомец Лукаш Курр, а помогали ему в этом Эндрю Джозеф и Адам Марки (оба — с Yolkfolk.com). За графику отвечали Кэл Кармоун, Даррен Йоманс и Марсело Барбоса, музыку написал легендарный Линдон Шарп, а современный ремикс сделал Камиль Рыбак (Chip Jockey). У игры, представьте себе, есть даже русская и польская версии: первую обеспечил Владимир Хорев, а вторую — сам Лукаш Курр.

Сейчас скачать Dizzy The Adventurer можно совершенно бесплатно со страницы игры на itch.io. Донаты авторам категорически приветствуются — всё-таки они проделали большую работу и вернули нам игру, которая долгое время считалась безвозвратно утерянной. Так что качайте, играйте, донатьте, и давайте дружно надеяться, что это не последняя находка в мире Диззи.

• • •

А теперь, когда все ссылки опубликованы, а благодарности разданы, хочется немного понедоумевать.

Во-первых, изначально игру выложили не бесплатно, а за целых £ 10 — и ведь речь о цифровой версии, а не о какой-нибудь там флэшке или диске. Да, это сравнительно небольшая сумма, но значительно выше средней цены других платных фанатских проектов. Плюс просить деньги за в изрядной степени чужую работу (всё-таки мегадрайв-версия Dizzy the Adventurer находилась в состоянии, близком к релизному) в то время, как все остальные «спасённые» игры от Оливеров и даже новенькая Wonderful Dizzy выкладывались бесплатно — это всё-таки немного странно.

Разумеется, каждая работа заслуживает оплаты, но случай с Диззи — особенный. Не стоит забывать, что правами на Диззи напополам владеют Оливеры и Codemasters (которая теперь принадлежит EA), и не в последнюю очередь благодаря бесплатности всех фанатских игр у братьев Дарлингов не было претензий к их разработчикам. Судя по всему, именно негативная реакция по стороны Диззи-сообщества подтолкнула Эндрю Джозефа буквально через пару дней сделать Dizzy the Adventurer бесплатной с опциональным донатом.

Во-вторых, информации про разработку игры, которая, по утверждению Эндрю, длилась долгие 4 года и была непростой, практически нет. Казалось бы — про такое можно написать целую книгу или хотя бы статью на своём собственном сайте, но фигушки — заметка про отменённую обучающую игру про Диззи имеется, а про Dizzy the Adventurer написать никто не удосужился. Из всей информации на Yolkfolk.com — ссылка на itch.io да одинокая тема на форуме с некорректной информацией о причинах невыхода игры в 80-х.

В-третьих, сами Оливеры про эту игру упомянули у себя на «Фейсбуке» лишь спустя 9 долгих дней после релиза, как будто узнали об оном из интернета. Про все предыдущие найденные игры они писали активно и даже снимали YouTube-ролики, про Wonderful Dizzy рассказывали тоже неоднократно во всевозможных форматах, а тут — сухой репост очередной записи Эндрю и всё. То ли владелец Yolkfolk.com действительно с ними никак не консультировался (по крайней мере, в кредитсах The Oliver Twins упомянуты лишь как геймдизайнеры и создатели персонажей), то ли мы чего-то не знаем.

В-четвёртых, ни Эндрю, ни Оливеры по-прежнему так и не выпустили ROM с мегадрайв-версией, хотя, очевидно, что сдампить его всё-таки получилось. Более того — странно, что никто не попытался сделать именно консольную версию игры, ведь это было бы куда аутентичнее. PC-релиз ей бы ничуть не помешал, а скорее дополнил. Ведь если бы доделали игру для Mega Drive, то её можно было бы выпустить на картридже в красивой упаковке и уже с нормальным ценником. В конце концов, для сохранения игрового наследия даже недоделанная версия игры очень важна. Хочется верить, что её всё-таки рано или поздно опубликуют.

В-пятых, Пётр Граткевич, бессменный иллюстратор всех официальных игр про Диззи в последние 5 лет, нарисовал для игры замечательный постер, который так никто нормально никуда и не выложил, если не считать безбожно пережатого варианта на «Фейсбуке». Что ж, придётся сделать это самим:

Впрочем, всё это недоумевание и бурчание можно смело проигнорировать, потому что куда важнее, что долгожданная Dizzy The Adventurer для Mega Drive всё-таки вышла (пусть даже слегка мутировав по дороге в PC-версию), и одним утерянным проектом в мире Диззи стало меньше. Возрадуемся!

Первоисточник: yolkfolk.itch.io
14 апреля 2021, 00:01

Реально одна из самых красивых частей. Не без минусов (странноватые горы на фоне), но очень симпатичная.

14 апреля 2021, 01:10

Игра отличная, прошел с удовольствием. И еще наверное не один раз пройду.

Очень понравился русский перевод. Реплики шута вообще в стихах. Супер.

3 октября 2021, 21:40

Hi. Just found this article, thought I'd explain your perplexing issues. :)

Firstly great article. Although I think that your speculation could be perceaved as fact regarding your points you have made.

Both myself, Adam and Lukaz jointly worked on the project and it had gone though many different itterations before the finished product.

There had been a time when we were going to go though steam to release it. Their greenlight programme fell though so we didnt get it submitted in time.

As for more Dizzy titles in the future.. never say never...

All the best

Andrew

yolkfolk.com

17 октября 2021, 18:26

Графон похож на амижный, красочный и плавный!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.