Когда-то будто бы давно, в далёкие счастливые детские годы, когда СССР вдруг закончился, а вновь оформленные Россия и СНГ были ещё молодыми, отдыхая на летних каникулах, малолетняя я забрела как-то в деревенскую библиотеку. Разумеется в поисках чего-нибудь эдакого интересного, дабы скуку развеять, да про компьютерные игры. Так получилось, что, пролистав не слишком богатые на эту тему имеющиеся номера журналов «Радио» и «Техника молодежи», обнаружила я учебник с врезкой прелюбопытнейших цветных фотографий, озаглавленный «Основы информатики и вычислительной техники» — за авторством товарищей Кушниренко, Лебедева и Свореня, 1990 года выпуска.
Лютой радости моей не было предела! И, с интересом разглядывая каждую из фотографий, я пыталась в уме восстановить ход мыслей и чаяния людей, с таким энтузиазмом вложивших столь необычные изображения в компьютер. Были там и снежная баба на Бейсике, и лежащие стопками изометрические плитки в программе «Строитель», и графический редактор от НИИ ядерной физики МГУ с рисунком новогоднего поздравления, и какие-то объёмные разноцветные шарики-молекулы в программе «Гратекс». И в самом-самом конце — они, игры! При этом всё было такое загадочное-загадочное и не во всём понятное ребёнку.
А одна из этих картинок с играми меня просто околдовала, самым невероятным образом повлияв на моё будущее. На самой последней иллюстрации в учебнике была изображена игра-платформер, чем-то визуально схожая как с уже известной мне тогда Lode Runner для Dendy (за минусом скроллинга), так и с популярной буквально на всех советских компьютерах игрой «Клад», в вариант которой мне также довелось немного поиграть. Необычная композиция из странного уровня с висячими горящими огнями, высокими лесенками и сундуками выглядела ещё более или менее понятно. Глаз же цеплялся за целые вереницы загадочных стрелочек, отсутствующих во всех вышеперечисленных играх и заставляющих ломать голову в попытках их понять.
Довершала «непоправимый» урон ошибка в написании английского слова — MAN вместо MEN.
Заседая дома этой весной, мне вдруг очень захотелось найти ту игру. Как говорится, вокруг непонятное, а так и осталось невыясненным, зачем (ну зачем!) там эти синие стрелочки?
Ахалай-махалай! «А теперь, ребята, надо обязательно дунуть! Потому что, если не дунуть, чуда не произойдет!» — поскольку я не помнила, откуда была картинка и что именно на ней было изображено (кроме стрелочек), то начала с поиска по журналам и книгам про ЭВМ за 1985-1990 годы. Наткнувшись на учебник «ОИВТ», обложка которого показалась подозрительно знакомой, с интересом пролистала его, не особо надеясь встретить там искомую игру. Пока не дошла до цветной врезки в конце. Катарсис! Бинго! Однако оставался вопрос — как найти игру в интернете?
Краткий поиск по словосочетанию «Lode Runner на советских ЭВМ» вывел на подзабытое уже название игры-побратима «Клад». Однако среди всех вариантов «Клада», кои знал поисковик, нужной игры не оказалось. Наконец, при поиске по магическому «"Клад" BONUS MAN LEVEL» нашлась тема на zx-pk.ru, где некто Pafic в ноябре 2019 года искал эту игру, причём по той же самой картинке. И-таки нашёл! Его слёзную историю можно почитать тут.
Оказалось, что игра называется «Лабиринт» или, в другой вариации, Fire Town и разработана была на ассемблере для КУВТ «Ямаха» (на базе японских компьютеров стандарта MSX Yamaha YIS-503/805). А написал её программист Олег Шамшура, который, как выяснилось, позже работал в команде третьих «Дальнобойщиков» от новосибирской SoftLab-NSK. Связавшись с Олегом, я узнала, что это действительно его игра. Ура!
Примечательно, что за основу, как и в случае «Клада», была взята японская Rise Out. Дабы не передирать игру один в один, Олег решил добавить отсебятины — чтобы уровень динамически «перестраивался», и приходилось несколько раз пробегать по одним и тем же коридорам. В результате появились те самые стрелочки, и это радикально поменяло игру, сделав её не похожей ни на Lode Runner, ни на Rise Out.
Аутентичный игровой процесс «Лабиринта» построен на избегании встречи с враждебным человечком и поиском способа взобраться по лесенке на следующий уровень. Собирать все сундуки с сокровищами совсем не обязательно, хотя очень хочется — ведь за это начисляются бонусные очки (BONUS). Герой игры может бегать влево и вправо, карабкаться по лесенкам, прокапывать под собой мостики и падает всегда строго-строго вниз. Попадание на пышущий огонь или на вражеского человечка перезапускает уровень, отнимая одну жизнь (MEN). Все уровни проходимы. Основная головоломность игры связана, конечно же, с теми самыми стрелочками, пропускающими нашего протагониста строго в одну сторону. Направление синих стрелочек при этом можно менять, подбирая определённые сундуки, причём какие именно, предстоит выяснить и запомнить. Таким хитрым образом получается, что тактика прохождения очередного уровня (LEVEL) усложняется необходимостью помнить расположение сундуков-переключателей и считать количество разворотов синих стрелочек. Если же дополнительно поставить себе цель набрать как можно больше очков, то игра усложняется ещё больше.
Найдены были две версии игры: подарочный «Лабиринт» и более поздняя Fire Town. В подарочном варианте та самая ошибочная MAN вместо MEN и всего три разных уровня, так как автор очень спешил доделать игру к юбилею друга. В «Огненном городе» добавилась сочная музыка на заставке и полностью поменялись уровни, которых теперь полноценная десятка. Автор также упомянул, что в те годы разработал версию «Лабиринта» на заказ для ZX Spectrum и, возможно, для УКНЦ.
Тайной окутан остается только уровень с картинки из учебника. Давайте разберёмся — шрифт надписи MAN как у Fire Town, но в последей написано MEN. Значит версия более ранняя, ещё до правки ошибки подарочного варианта. Пятые уровни двух найденных версий игры не похожи на тот, что можно лицезреть на иллюстрации. Да и планировка напоминает скорее тестовый полигон — огни подвешены в «воздухе», стрелочки расставлены без особого смысла, лесенки наверх доступны сразу — в противовес вдумчивым уровням релизов. И бонусный счёт нулевой, на пятом-то уровне! Так что загадка детства — решена...
Удивительно, насколько глубоко незначительные будто бы вещи могут влиять на жизнь людей вокруг, обогащая её и направляя творческие усилия. И почти забытая картинка загадочной игры из далёкого детства, прочно укрепившись в подсознании, способна повлиять на выход человека за рамки стандартного линейного мышления.
Те, кто готов к новым испытаниям, смело качайте архив с нашего сайта с обеими версиями игры и другими играми и программами Олега для MSX. Запустив .bat-файл первого диска (run_labirint_disk1.bat) и попав в MSX-DOS, вводите labirin1 или labirin2 для запуска соответствующего варианта игры. Управление в игре: стрелочки, «Пробел», F8 для перезапуска уровня и F12 для того, чтобы развернуть эмулятор на полный экран. Ну, а напоследок — ролик:
Solo los usuarios autorizados pueden dejar comentarios
Прочитал. Понравилось. Одобряю!
Как "некто" не одобряю. Вы пожали лавры сразу нескольких людей.
Да и загадка детства не решена. Из статьи непонятно, что именно сказал автор игры про учебник.
А почему сразу лавры? Статью не надо было писать что-ли? Источник упомянут, ссылки даны, там был коллективный поиск и запуск игры, все молодцы. Есть общая польза, плюс про игру узнали. Я же описала исключительно мою историю и мою радость от того, что игру нашли. Никаких лавров, кроме красочного описания (а это тоже вклад). И лично для меня — загадка решена (почему такие стрелочки и такой уровень). А какое имеет отношение к этому то, что сказал автор про учебник? Мне автор ответил, что был не в курсе про учебник.
И что это за версия игры в учебнике автор тоже написал, что не помнит.
Хорошая статья. История мне близка, поскольку я таким образом искал другую игру О. Шамшуры. Текст погрузил в воспоминания, красиво и литературно подведен итог поисков. Спасибо!
Пожалуйста ^__^