На днях создатели ZX Spectrum Next порадовали будущих владельцев этого компьютера, что у него будет не один, а целых три турбо-режима. Оригинальный ZX Spectrum, как известно, работал на частоте 3,5 МГц, а Next отныне сможет повышать частоту не только до 7 МГц, но и до 14 Мгц и 28 МГц. Как именно устроено переключение турбо-режимов, мы не знаем, но надеемся, что максимально удобно для пользователя.
От повышенной частоты, разумеется, сильно выиграют те игры, которые изначально в силу аппаратных ограничений работали на «Спектруме» очень медленно или с чудовищными тормозами. Правда, большинство программ всё-таки затачивалось под 3,5 МГц, поэтому не стоит ожидать, что вся библиотека ZX Spectrum резко обзаведётся плавнейшим геймплеем — да, за частоту кадров переживать не стоит, она будет на высоте, но многие игры будут работать слишком быстро — вплоть до полной неиграбельности.
Собственно, Энрике Олифьерс выложил на своём YouTube-канале видео, демонстрирующее воздействие турбо-режимов на некоторые игры. Список составлялся по опросу на «Фейсбуке», и там преимущественно трёхмерные проекты, что неудивительно:
Выяснилось, что больше всего от турбо-режимов (особенно 28 МГц) выгадают игры на движке Freescape: Driller, обе части Total Eclipse, обе части Castle Master, Dark Side и, надо полагать, все фанатские проекты, сделанные с помощью 3D Construction Kit. Замечательно выглядит и играется шедевр The Sentinel, который тоже щеголяет векторной графикой с заливкой.
Stunt Car Racer почему-то становится плавнее лишь в режиме 7 МГц, а дальше частота кадров уже не растёт. Такое ощущение, что Пит Кук, отвечавший за спектрумовскую и амстрадовскую версии, умудрился предусмотреть турбо-режим, но только самый простенький. А дальше — не заглядывал. Увы, Academy этого же автора при повышении частоты процессора тупо работает быстрее и на 28 МГц играть в неё нереально.
Elite местами слишком шустрая и на 28 МГц точно неиграбельна, но в районе 7-14 МГц геймплей иногда вполне комфортный. То же самое можно сказать о Starion и Starstrike 2 — нужно искать баланс между частотой кадров и скоростью. А вот Hard Drivin', Turbo Esprit и Dark Star ведут себя как Academy — носятся как угорелые, теряя играбельность.
Gunship, Tomahawk и Red Arrows вообще игнорируют любые турбо-режимы и работают как обычно, то есть очень медленно. Ещё страннее ведёт себя Chuck Yeager's Advanced Flight Trainer — на 7 МГц игра становится слегка плавнее, а при повышении частоты процесса по экрану начинают бегать помехи.
Идеально работают трёхмерные F-16, Catch 23 и Combat Lynx, а также двумерная и графически примитивная Football Manager, в которой много очень медленных расчётов. Теперь они заметно ускорились и играть в этот футбольный менеджер стало не так мучительно.
Одним словом, примерно половина протестированных игр однозначно выигрывает от турбо-режимов, причём некоторые — значительно. Ещё четверть неплохо чувствуют себя в режиме 7 МГц, а более высокие частоты игнорируют либо работают на них слишком быстро. И последняя четверть либо плевать хотелf на любое «турбо», либо становится при ускорении неиграбельной.
Однако есть подозрение, что после появления ZX Spectrum Next в руках пользователей обязательно найдутся умельцы, которые начнут «патчить» все плохо использующие турбо-режимы игры, чтобы даже на частоте 28 МГц они работали с прежней скоростью, но во много раз плавнее.
Only authorized users can leave comments.
Прекрасная статья, спасибо. Очень хорошо должен по идее работать Wolfenstein 2004, у Alone, если не ошибаюсь, логика игры не зависит от скорости, но засчет этих ресурсов растет плавность отрисовки.
Не за что, я так, тупо по видео пробежался и ничего особо даже не анализировал )
В принципе, можно набрать ещё игр и накидать Энрике в Фейсбук. Думаю, он вряд ли откажется сделать ещё одно видео.