Плохие новости из стана диззистроения — кажется, специальная версия замечательной игры Wonderful Dizzy для ZX Spectrum Next не выйдет в свет. По крайней мере, два основных её разработчика — Евгений Барский и Дмитрий Пономарёв — публично заявили, что заниматься ею уже не будут. Дескать, они сделали всё, что обещали близнецам Оливерам, выпустили отличную игру для классического «Спектрума» и свою миссию считают выполненной.
Напомним, что изначальные планы были такими: сразу после выпуска классической 128-килобайтной версии начнутся работы над Next-адаптацией, и через какое-то время владельцы этой машинки получат ещё более красочную версию Wonderful Dizzy без клэшинга атрибутов. Увы, этим планам вряд ли будет суждено сбыться, а благодарить за это стоит очень небольшую, но очень токсичную группу чрезмерно активных и агрессивных владельцев Next и, в куда меньшей степени, — команду создателей этого замечательного компьютера.
Камнем преткновения оказалась так называемая «эксклюзивная версия Wonderful Dizzy для Next», которую Энрике Олиферс со товарищи пообещали всем людям, поддержавшим компьютер на «Кикстартере». К слову, что не в последнюю очередь благодаря этой краудфандинговой кампании родилась идея создания нового «Диззи». Об этом близнецы Оливеры договорились с Энрике уже после запуска кикстартера, а знакомство с ремейком Crystal Kingdom Dizzy 2017 года убедило братьев в том, что проект вполне осуществим. В итоге игра Wonderful Dizzy стала одной из дополнительных целей в сборе средств для выпуска Next, хотя кампания к тому моменту и без того уже была вполне успешной.
Откуда взялось слово «эксклюзивная», теперь уже разобраться нереально. Сам Энрике говорит, что у него сложилось такое впечатление после разговора с Оливерами, а об обратном он узнал буквально год-полтора назад, причём за всё это время никто не просил его ничего поправить. Оливеры утверждали, что ни о каком эксклюзиве речи не шло: они сразу дали понять, что сначала будет разработана версия для 128K, а потом уже — расширенная для Next. При этом на официальном сайте Next существует новость от 30 мая 2017 года за авторством самого Энрике Олиферса, где чёрным по белому написано: «Как только выйдет 128K-версия, начнутся работы над расширенной для Next». Мы связались с Энрике, чтобы прояснить этот момент, и вот что он ответил:
В ноябре 2020-го мне написали Оливеры и сказали, что слово «эксклюзив» в одной из статей на сайте SpecNext вводит людей в заблуждение, причём все шишки сыплются на разработчиков. Именно поэтому в той новости сейчас стоит упоминание о 128-килобайтной версии, за которой последует версия для Next: после письма от Оливеров я сразу отредактировал оригинальный текст, убрав оттуда слово «эксклюзив» и прояснив реальное положение вещей.
Мы на всякий случай проверили эти слова, и они, разумеется, оказались правдой — снимок статьи за 30 августа 2019-го в «Интернет-архиве» гласит: «Новая игра про Диззи станет эксклюзивом для Spectrum Next и будет использовать его особенности, графические режимы и звук».
Потенциальный конфликт мог бы пресечь в зародыше какой-нибудь пост, объясняющий, что никакой эксклюзивности нет и не планировалось, но разработчики обязательно сделают красивую версию для Next. Однако Энрике, ещё в 2019-м узнав о неэксклюзивности Wonderful Dizzy, не увидел в этом никакой проблемы:
Некоторое время спустя я узнал, что в разработке находится 128K-версия, однако меня это вообще не напрягло: чем больше людей смогут поиграть в нового «Диззи», тем лучше. Поскольку версия для Next по-прежнему была в планах, я посчитал, что всё в порядке, и не стал в это углубляться.
В общем, команда Next была явно лучшего мнения о человечестве, и очень зря — как потом оказалось, не все порадовались наличию 128K-версии. Плюс Энрике говорит, что у него не было личных контактов с разработчикам, и вся информация доходила до него через вторые руки. Именно из-за этого, на его взгляд, возникло недопонимание. «Надо было следить за ситуацией более пристально и стараться лучше вникать в её развитие», — пишет он.
И вот в 2020-м, когда стало понятно, что Wonderful Dizzy, чья разработка тоже затянулась, скоро всё-таки увидит свет, отдельные владельцы Next начали замечать, что скриншоты из версии для «классики» изредка появляются, а про «расширенный Next-вариант» пока ни слуху, ни духу. Более того, «оказалось», что игра — отнюдь не эксклюзив для Next, хотя авторы краудфандинговой кампании обещали им именно его. Кто-то выражал сожаление спокойно, а кто-то — очень громко, обвиняя во всём разработчиков Wonderful Dizzy — мол, раз обещали эксклюзив, то будьте добры его сделать!
Дмитрий с Евгением терпели-терпели, но вопли хейтеров, молчание команды Next и усталость от трёхлетней разработки взяли своё. Последней каплей стал статус Cancelled («Отменена»), не пойми откуда взявшийся на странице Wonderful Dizzy на официальном сайте Spectrum Next. Можно было бы списать это на какой-нибудь глюк, но на скриншоте выше видно, что в последнем абзаце написано «Понятия не имею, что происходит с этой игрой. Предполагалось, что это эксклюзив, но явно не сложилось...»
В итоге вскоре после релиза игры Дмитрий опубликовал на форуме Spectrum Computing пост, в котором объяснил позицию авторов Wonderful Dizzy касательно Next-версии и сообщил, что они в её создании участвовать не собираются. А вот что он добавил специально для «Идеального пикселя»:
В условиях, когда в комментариях к анонсам нам пришлось активно объясняться на тему неэксклюзивности, мы ожидали от команды Next более активных действий и коммуникации. Вместо этого мы увидели на официальном сайте заметку, что игра отменена, её судьба не известна, поскольку она должна была быть эксклюзивом, но не стала им. Это создавало неприятное впечатление, что команда Next дистанцируется от проблемы и тем самым вместо коммуникации с бэкерами фактически перекладывает вину на нас. Подобное разгильдяйство и последовавшие путаные объяснения окончательно лишили нас мотивации к разработке дополнительного релиза.
Мы спросили Энрике и об этом, и он прояснил ситуацию:
В конце декабря до меня дошла информация, что команда совсем отменила версию для Next, потому что на нашем сайте игре был присвоен соответствующий статус. Это совершенно точно наша ошибка. В свободное время мы обновляли базу по играм для Next и описания преимущественно сочиняли сами. Как правило, в тексте мы оставляли заметки друг для друга, чтобы потом подкорректировать информацию. Случилось следующее: я написал «Понятия не имею, что происходит с этой игрой, я был уверен, что это эксклюзив для Next» — подразумевалось, что кто-нибудь из команды разузнает про статус игры и уберёт мои слова. Однако эта запись из базы данных была опубликована как есть — со статусом «Отменена» и моим примечанием.
Что ж, звучит вполне логично.
Заодно стало известно, что именно мы потеряли — оказывается, предполагалось раскрасить фоны под палитру ULANext и внести небольшие изменения в графику, музыку сделать 6-канальной, спрайты сделать аппаратными, чтобы избежать клэшинга аттрибутов, ну и избавиться от подгрузок с ленты (пусть она всего одна). Более того — выяснилось, что пару лет назад уже проводились некоторые тесты с аппаратными спрайтами (но процесс был поставлен на паузу, потому что прошивка Next постоянно менялась), а художник Джаррод Бентли сделал цветной спрайт для Диззи и даже его анимировал. Мы связались с авторами Wonderful Dizzy, попросили показать этот спрайт, а вместо этого Дмитрий взял, да и накидал за пять минут в «Фотошопе», как примерно могла выглядеть игра на Next. Спойлер — очень здорово!
На пост Дмитрия оперативно отреагировал Энрике Олиферс — лично извинился на том же форуме и опубликовал пост в официальном фейсбуке ZX Spectrum Next. В нём он объяснил, почему искренне считал вместе с коллегами, что Wonderful Dizzy выйдет эксклюзивно на Next. Но главное — попросил людей не набрасываться на авторов Dizzy за то, в чём они не виноваты, призвал их всячески поддерживать, поблагодарил за отличную игру, выразил надежду, что Next-версия всё-таки увидит свет и, разумеется, взял ответственность за сорванный эксклюзив на себя. В настоящий момент Next-команда решает, как закрыть свой долг перед бэкерами — это, очевидно, будет совершенно новая эксклюзивная игра. Хочется верить, что хотя бы отдалённо такого же калибра, как и Wonderful Dizzy.
В комментариях к посту, надо сказать, сплошные тишь да гладь — все всё понимают, никто никого ни в чём не винит, все желают друг другу только самого лучшего, хвалят авторов Wonderful Dizzy и утешают Энрике. Пришёл даже сам Филип Оливер и поблагодарил Олиферса за пост, ещё раз посетовав, что на спектрумовской сцене до сих пор существуют белки-истерички, по любому поводу готовые критиковать разработчиков, которые забесплатно делали игру больше трёх лет. Забежал и Евгений Барский, тоже поблагодарив Энрике и всю Next-команду за этот пост и за возможность поработать над официальной игрой про Диззи. В общем, все помирились, но версия для Next к нам от этого ближе не стала. «Идеальному пикселю» Евгений дал следующий комментарий:
Команда Next давно знала, что Wonderful Dizzy делается в первую очередь для 128K, потому что Майк Кадваладер периодически интересовался статусом игры, а я давал ему скриншоты, картинку для коробки и так далее. Ощущения такие: мы помогли парням достичь дополнительной цели, а они на нас забили. Что до внешнего вида Wonderful Dizzy для Next, то лично я хотел сделать цвет на точку и довести графику до уровня Melkhior's Mansion. При этом спрайты были реализованы ещё три года назад — всё уже работало, оставалось только раскрасить и актуализировать код под новое ядро Next:
Что ж, теперь всё более-менее прояснилось, хотя ситуация от этого веселее не стала. Впрочем, даже если Евгений с Дмитрием через какое-то время внезапно не передумают (что вряд ли) и снова не засядут за работу (теперь уже на Next), шансы получить полноценную версию для этого компьютера всё-таки остаются. Но только если Оливеры найдут художника и программиста, которые готовы будут забесплатно поработать над Next-версией игры. В противном случае, увы, проект можно считать закрытым. С другой стороны, мы уже получили новую официальную часть «Диззи», а для подавляющего большинства спектрумистов этого более чем достаточно.
Ну и напоследок ещё раз дадим слово Энрике:
Внесу ясность: мы берём на себя полную ответственность за ситуацию, это не вина команды разработчиков, и они не должны подвергаться никакой критике со стороны сообщества. (...) Я понимаю их разочарование от всего произошедшего, но в этой истории ни у кого не было никакого злого умысла. Дело в том, что между первым обсуждением игры и её завершением прошло три года. Мы о чём-то забыли, где-то отвлеклись на другие дела, и только тогда, когда всё стало слишком серьезно, начали должным образом изучать ситуацию и пытаться разрулить её как можно лучше. Не стоит винить ни Оливеров, ни разработчиков Dizzy, и, откровенно говоря, нас тоже. Никто не хотел, чтобы так получилось — проект развивался, какие-то вещи не были как следует уточнены, и вот к чему всё это привело. Я просто надеюсь, что люди получат удовольствие, играя в великолепную Wonderful Dizzy.
А чтобы картина была совсем уж полной, мы попросили как-то прокомментировать ситуацию самих близнецов Оливеров. После короткого обсуждения Филип Оливер опубликовал на официальном фейсбуке целый пост, который мы здесь и зацитируем:
Касательно Wonderful Dizzy - кто мог подумать, что такой усердный и безвозмездный труд может кого-то расстроить? К сожалению, до нас дошла информация, что из-за неразберихи с эксклюзивностью Wonderful Dizzy негативные комментарии в социальных сетях несутся теперь уже в адрес Энрике и потрясающей команды Spectrum Next. Нам это очень не нравится, ведь мы просто хотели порадовать всех своей игрой, которая и совершенно бесплатная, и делалась на общественных началах.
С использованием слова «эксклюзив» произошла невинная ошибка, которая тогда показалась мелочью. Плюс всё могло стать правдой, ведь это был своего рода прогноз на будущее. Увы, в результате небольшой процент пользователей сильно обиделся. Решение сначала поддержать Spectrum 128K, а уже потом делать версию для Next мы приняли по техническим соображениям, к тому же надеялись порадовать этим людей, а не расстроить. Игра случилась благодаря тем, кто поддержал Spectrum Next на «Кикстартере», и мы хотим сказать им огромное спасибо, ведь без их помощи никто не получил бы ни этот компьютер, ни замечательные игры для него, ни новую часть «Диззи». И мы знаем, что большинство владельцев Next устраивало наше решение.
Поэтому просим всех, кто пишет злые и негативные комментарии в адрес разработчиков, нас, Энрике и команды Spectrum Next, прекратить это делать. Все постарались на славу и достойны лишь благодарностей. Если те, кто не поддержал кампанию на «Кикстартере» по личным финансовым причинам, смогут бесплатно поиграть в нового «Диззи», то лучше порадуйтесь за них.
Рождество на дворе, время любви, поддержки и прощения. Желаем всем всего самого лучшего и поздравляем с Новым годом.
Филип (и Эндрю)
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.