Spectaculator 9.0 — новая версия эмулятора, не обновлявшегося 13 лет
Dezembro 20, 2025, 15:01 Mikhail Sudakov
Вы не поверите, но Spectaculator, который многие считают лучшим эмулятором ZX Spectrum для Windows, вернулся с очередной версией!
Предыдущая, на минуточку, вышла 13 лет назад — в 2012 году. После этого разработчик эмулятора Джонатан Нидл просто выпускал новые релизы Spectaculator для iOS, а на версию для Windows, казалось, совсем плюнул. Что ж, бывают и такие неожиданные подарки на Рождество или Новый год.
Отныне Spectaculator 9.0 для нормальной работы требуется по меньшей мере Windows 7 SP1 с установленной библиотекой Direct3D 9. Впрочем, давайте начистоту, в 2025-м это не очень значительные требования.
Двумя главными недостатками этого эмулятора по-прежнему являются его зацикленность на Windows (никаких Linux и macOS) и, конечно же, коммерческая составляющая. Да, его можно скачать с официального сайта и протестировать в течение 30 дней, но затем придётся заплатить. И не пару баксов, а £ 11, £ 13 или $ 17. Впрочем, для тех, кто покупал Spectaculator версии 7.51 или ниже, а также для тех, кто брал 8-ю версию с пожизненной лицензией, новая версия достанется бесплатно.
В любом случае, стоит сначала изучить все новые возможности Spectaculator 9, потому что подавляющее большинство относится к отладчику и исправленным багам. Из изменений, заметных невооружённым глазом, можно отметить поддержку экранов с высоким разрешением (4K) и высокой плотностью пикселей, а также нормальную работу с несколькими мониторами.
Полный список изменений и улучшений опубликован на официальном сайте эмулятора, но мы перевели их на русский и публикуем у себя.
• • •
Добавлены проекты отладчика — теперь можно сохранять и загружать сессии отладки (точки останова, наблюдения, метки, комментарии, закладки).
Серьёзно переработана система точек останова:
- Точки останова теперь можно включать и выключать, не удаляя их.
- Поддержка точек останова по условию (выполнение, чтение/запись памяти, чтение/запись портов, количество срабатываний).
- Единый язык выражений, похожий на C, для всех условий в отладчике.
- Возможность назначать метки для удобных ссылок в новом окне точек останова.
- Готовые шаблоны для типовых I/O-точек: ULA, строки клавиатуры, джойстик Kempston, банковка памяти.
Окно наблюдений:
- Наблюдение за ячейками памяти через выражения.
- Удобные функции для быстрого наблюдения за системными переменными.
Улучшенное окно дизассемблера:
- Встроенный ассемблер.
- Отмена и повтор действий при редактировании байтов и ассемблировании кода.
- Смещения IY+d / IX+d теперь кликабельны.
- Ctrl+клик по ссылке открывает адрес в инспекторе памяти.
- Пункт контекстного меню для открытия адреса в инспекторе памяти.
- Закладки для быстрой навигации.
- Поддержка комментариев прямо в дизассемблере.
- Выделение областей мышью.
- Вырезание, копирование и вставка блоков памяти.
- Копирование в буфер обмена в виде директив DEFB для использования во внешних инструментах.
Инспектор памяти:
- Переключение отображения между байтами, словами и ASCII.
Окно стека вызовов:
- Отображение стека вызовов (по указателю стека) при пошаговой отладке.
- Двойной клик переносит в дизассемблер к месту вызова.
- Быстрый предпросмотр кода в месте вызова через Quick Peek.
- Операции Push и Pop со стеком.
Инспектор экрана:
- Просмотр активного, основного или теневого экрана.
- Режим отображения только пиксельных данных.
- Мгновенное обновление экрана при пошаговом выполнении кода.
- Быстрая установка точек останова на чтение/запись пикселей и атрибутов через контекстное меню.
Графический инспектор:
- Поиск и отображение спрайтов, шрифтов и прочих графических данных.
- Поддержка тайлов размером до 256×256 пикселей.
- Настройка пропуска служебных байтов (pad bytes).
- Копирование спрайтов и графики в буфер обмена.
- Экспорт графических данных в PNG-файлы.
Quick Peek:
- Наведение курсора на адрес показывает дизассемблирование, байты и ASCII-значения во всплывающем окне.
Прочие улучшения отладчика:
- Карта памяти добавлена в окно регистров.
- Расширенные режимы «выполнять до…»:
- до выполнения условия;
- до наступления события (например, остановки загрузки с ленты).
- Поддержка встроенного ассемблера добавлена в окно поиска.
- В расширенных настройках появилась опция ставить эмулятор на паузу при переключении на другие приложения.
- Исправлено некорректное срабатывание команд выполнения до начала и до конца кадра.
Прочие исправления и улучшения:
- Полная поддержка экранов с высоким DPI:
- корректное масштабирование интерфейса;
- корректная работа масштабирования;
- чёткий текст;
- корректное масштабирование оверлеев.
- Улучшена работа с несколькими мониторами:
- полноэкранный режим на любом мониторе;
- режим «полноэкранное окно» без смены видеорежима;
- использование всего рабочего стола без автоматического сжатия окна;
- окна больше не перескакивают на основной монитор при запуске.
- Исправлен вывод звука для блоков TZX 1.20 GDB в отдельных случаях.
- Исправлено воспроизведение tzx-файлов, содержащих только GDB-блоки.
- Исправлен период шума AY.
- Клавиша NMI перенесена на Alt+F5, чтобы обычный F5 случайно её не вызывал.
- Автозагрузка теперь рандомизирует начальное состояние системы.
- Исправлены опечатки в названии джойстика клавиатуры: COMCOM → COMCON.
- Исправлен крэш при отключении HDMI-аудио во время сна монитора.
- Исправлен самопроизвольный сброс настроек временных задержек эмуляции.
- Корректная обработка амперсандов в именах файлов и списке последних файлов.
- Очистка флага P/V при прерванной инструкции LD A,I/R в соответствии с известным багом Z80.
- Исправлены тайминги для последовательностей префиксов $FD/$DD.
- ZX Spectrum +2A/+3: корректное переключение экранов между выборкой пиксельных и атрибутных байтов.
- Исправлено обрезание изображения на сверхшироких мониторах (например, 32:9) в полноэкранном режиме.
- ROM Interface 1 теперь зеркалируется по адресу $2000 из-за частичного декодирования адреса.
- Добавлена опция паузы эмулятора при потере фокуса окном.
- Используется кодировка UTF-8 для имён лицензионных ключей.
- GAC теперь умеет сохранять запускаемые приключения в файлы tap/tzx.

Apenas utilizadores registados poderão deixar comentários