Интервью с Денисом Грачёвым, автором аркады Yazzie для ZX Spectrum

Конкурс Yandex Retro Games Battle 2019 уже закончился, но про выставленные на нём игры мы подробно так и не написали, хотя по меньшей мере половина того заслуживает. Но если запаздывать, то хотя бы с пользой для себя и окружающих, поэтому небольшие описания призёров конкурса и других достойных участников мы постараемся снабжать интервью с их авторами. Считайте это своего рода эксклюзивом!

А начнём мы с бронзового призёра — аркады Yazzie от Дениса Грачёва.

Как и большинство игр этого автора, эта активно использует мультиколор, поэтому выглядит замечательно. Играется, впрочем, не хуже — геймлей порядком смахивает на Lode Runner, но со своими особенностями: да, здесь тоже нужно бегать по экрану, собирать золото и уворачиваться от врагов, но дырки в полу надо делать не для того, чтобы супостаты в них застряли, а чтобы провалиться туда самому (и цапнуть ещё один золотой слиток, например). Причём просто так сделать дырку не получится — сначала надо раздобыть кирку.

Игра не очень сложная, но увлекательная — как, опять же, большинство игр Дениса. Качайте её с «Идеального пикселя» (версии для 128K, 48K и Pentagon) или с сайта студии RetroSouls.

Кстати, сразу после выхода версии для ZX Spectrum автор выложил и вариант для компьютера MSX. В принципе, эти машины очень похожи (вплоть до одинакового процессора, работающего на той же частоте), так что особых проблем это у Дениса явно не вызвало. А фанаты MSX получили в свою коллекцию ещё одну отличную игру. Её тоже можно скачать с «Идеального пикселя» или с RetroSouls.

Ну а теперь обещанное интервью:

Расскажи, сколько времени заняла работа над игрой?

В этот раз работа заняла всего 6 дней, в основном всё делалось вечерами по два-три часа перед сном. До старта у меня был готов только мультиколорный код — практически полностью переписанный движок Nirvana Engine, в который я вставил спрайты с маской и переписал функции. Фактически там только строчек 20 кода от оригинала, но из уважения к автору я вставил логотип его движка.

Кто тебе помогал в работе над Yazzie?

Титульный экран нарисовал Иван Селезнёв (r0bat), а с музыкой помог уже фактически постоянный участник RetroSouls Олег Никитин (n1k-o). Огромное им спасибо, всегда выручают!

Какая игра или демка вдохновила тебя на то, чтобы начать делать практически свои игры в мультиколоре?

Сложно сказать про конкретную игру или демку, про мультиколор я знал и раньше (видел Buzzsaw+ и эксперименты Эндрю Оуэна), но не было удобных и понятных инструментов для работы с ним. А потом после нескольких неудачных попыток бразилец Эйнар Саукас наконец-то сделал удобный движок Nirvana Engine, где всё было просто и понятно. И вот, посмотрев на его возможности, я решил попробовать сделать на нём игру — и мне понравилось. Мультиколор я использую не всегда, но он значительно улучшает картинку.

Интервью с Денисом Грачёвым, автором аркады Yazzie для ZX Spectrum

Слева — Михаил Судаков, главред «Идеального пикселя». Справа — Денис Грачёв, автор Yazzie.

Ты только что выпустил порт Yazzie на MSX, а не так давно выпустил Misplaced для Mega Drive. Почему именно эти платформы? И какие ещё компьютеры и консоли тебе интересны (помимо «Спектрума», конечно)?

Помимо «Спектрума», MSX и Mega Drive, в моём портфолио есть игры для Windows, Commodore 64 и NES, хотя на последней консоли я не писал очень давно — лет 5, наверное. С MSX вообще всё просто, в ней тот же процессор, что и на «Спектруме», поэтому нужно было просто адаптировать графическую часть.

А в моём личном списке платформ, которые я бы хотел пощупать в ближайшее время, есть ещё Amstrad CPC и Sega Master System.

Но Spectrum всегда будет оставаться твоим основным компьютером? Или есть планы переключить основное внимание на что-то другое?

Конечно, «Спектрум» — это основное, как первая любовь. Однако на нём уже несколько подустали от моих игр и говорят, что я исписался. Поэтому, скорее всего, я в следующем году буду осваивать новые платформы.

Ты делаешь практически исключительно головоломки или аркадные головоломки. Это твои любимые жанры или на то есть и другие причины?

Да, это мои любимые жанры, я обожаю играть именно в такие игры и поэтому делаю точно такие же. Мне нравится, когда тебе геймплей кидают прямо в лицо, скучно-нудное перемещение по огромной карте от одной точке к другой не для меня. Поэтому глобальных метроидваний и больших проектов от меня ждать не стоит. Я, как меня иногда метко называют в тусовке, — «мастер короткого метра».

В Old Tower ты реализовал роскошный вертикального скроллинг. Нет ли желания попробовать сделать на этом же движке какой-нибудь вертикальный скролл-шутер? Или стрелялку а-ля Commando?

Технически скроллинг в Gluf намного роскошнее, но почему-то всем запомнилась именно Old Tower. Сделать вертикальный скролл-шутер — это, конечно же, самое первое, что приходит в голову.

Периодически я размышляю, как это всё задизайнить, чтобы минимизировать клэшинг, ведь без плавного горизонтального перемещения будет совсем неинтересно, а делать движения познакоместными в условиях ограниченной области экрана — это несерьёзно. Ещё есть проблема с тем, чтобы реализовать логику игры, расчёт коллизий и тому подобное. Ведь скроллинг сам по себе съедает очень много процессорного времени, а ещё и мультиколор заберёт 80% на каждый кадр. В общем, есть ещё, над чем подумать — надеюсь, что-нибудь сможет это сделать вместо меня. Пока, увы, никто даже не повторил моих подвигов с мультиколорным скроллингом, хотя я открыл все исходники.

Ты уже работаешь над новой игрой или пока отдыхаешь?

В голове всегда крутятся мысли, но пока я просто продолжаю эксперименты с мультиколор-режимом MSX и хочу перенести туда со «Спектрума» свою игру Twinlight.

Поделиться
Отправить
Класснуть
19 декабря 2019, 10:38

надеюсь, что-нибудь сможет это сделать вместо меня. Пока, увы, никто даже не повторил моих подвигов с мультиколорным скроллингом

Какое сильное заявление. На заметку fake band-wagon spectrumists: работоспособный горизонтальный мк-скролл движок на Спектруме был ещё в 2017 году. Вполне game-ready в плане вставки логики и подобных давно решённых детских проблем. Внутри даже есть спрайтовые процедуры. :) В следующий раз будем, конечно, немного внимательнее с приписками мелким шрифтом.

19 декабря 2019, 13:16

№1. Nienn Heskil

Любопытно, а где можно посмотреть на результат?

19 декабря 2019, 13:50

Fantastic!!!! I loved the game :)

19 декабря 2019, 14:09

№2. Dmitri Ponomarjov

Я имею в виду CATS Mint (https://www.youtube.com/watch?v=wE1KylKQDrQ).

19 декабря 2019, 17:26

№4. Nienn Heskil

Спасибо, хороший пример. Денис, правда, писал о других сложностях: о том, как для вертикального шутера (с вертикальным скроллом) организовать попиксельное перемещение спрайтов.

Независимо от этого, у примера есть проблема: это не готовая игра, где решены вообще все проблема, а технодемо, где за некоторые нюансы никто не брался. Скролл фона - это здорово, но некоторая проблема появится с клэшингом самих персонажей, потому что границы цвета элементов фона будут накладываться на них и будут "ездить" при скролле, что может выглядеть довольно странно.

20 декабря 2019, 05:16

Какое сильное заявление. На заметку fake band-wagon spectrumists: работоспособный горизонтальный мк-скролл движок на Спектруме был ещё в 2017 году. Вполне game-ready в плане вставки логики и подобных давно решённых детских проблем. Внутри даже есть спрайтовые процедуры. :) В следующий раз будем, конечно, немного внимательнее с приписками мелким шрифтом.

Не стоит вырывать из контекста - речь шла про законченную игру с мультиколором и плавным скроллингом. На сегодняшний момент кроме моих двух игр таких нет.

По поводу game-ready движка очень смешно, какой же он game-ready если никто за два с половиной года ничего на нём не сделал? Game-ready это нирвана, после выхода которой через пару недель уже пошли игры.

Как показывает практика между не интерактивными демонстрациями и законченной игрой лежит бездна.

Есть всего лишь несколько демок которые делают нечто подобное:

NinjaMan: https://www.youtube.com/watch?v=ga0M9RPHEpM

Очень ограничен, т.к. цвета задаются на всю ширину мультиколорной зоны, герой всегда по центру дырой в мультиколоре.

River Raid Tech Demo https://spectrumcomputing.co.uk/index.php?cat=96&id=23528

Использует вывод чисто аттрибутами по пиксельной маске

Наиболее крутой мультиколорный скроллинг под классику сделал Alone Coder в приложении в Info Guide. Но это просто скролл картинки, не игра. Именно его пример и вдохновил меня попробовать сделать полноценную игру в подобной технике

20 декабря 2019, 07:36

№6. Денис Грачев

"Вырывать из контекста"? Да нет, посыл там вполне однозначный. В целом всё это, конечно, понятно: аппетит приходит во время еды, а некоторые известные факты его немного, скажем так, портят. :) Крутитесь, эволюционируйте. Если нет - хотя бы имейте в виду, что не только лишь всем можно вешать некую лапшу на уши.

Есть всего лишь несколько демок которые делают нечто подобное

Рассуждение про "бездну" (ну, в общем, это верно) сопровождается примерами hardcoded tech demos из разряда "вывести картинку на экран" - без подобия интерактива, без расчёта на игровой код, без специальных техник, обеспечивающих его встраивание. Впрочем, ладно. Дискуссия, очевидно, смысла не имеет в любом случае.

20 декабря 2019, 11:53

№7. Nienn Heskil

Коллеги-спектрумисты, а можно вообще жить дружно и не бросаться друг на друга с обвинениями по любому поводу, а? Берите пример с иностранных товарищей — у них там сплошной мир, дружба и жвачка, только у нас чуть что — сразу начинаются обвинения в том, что кто-то что-то не так сказал, что-то кто-то не так написал, не то сделал и так далее.

"Вырывать из контекста"? Да нет, посыл там вполне однозначный. В целом всё это, конечно, понятно: аппетит приходит во время еды, а некоторые известные факты его немного, скажем так, портят. :) Крутитесь, эволюционируйте.

Да, вы вырвали фразу из контекста, это очевидно. Любому, кто прочитает новость внимательно, а не по диагонали, очевидно, что речь идёт о готовых играх, а не о техно-демках. Новость вообще о готовой игре, а не о техно-демке. Я уж молчу, что у вас горизонтальный скроллинг, а у Дениса вертикальный.

Я про CATS Mint, которая технически выглядит действительно здорово, писал два года назад, высказывая надежду, что на этом движке появятся игры. Но увы — ни одной игры даже не вышло, ничего даже не заявлено пока.

Если нет - хотя бы имейте в виду, что не только лишь всем можно вешать некую лапшу на уши.

Повторюсь, никто никому не вешает лапшу на уши. Зачем вы сразу с обвинениями в адрес Дениса пришли — я не очень понимаю.

20 декабря 2019, 12:04

Nienn Heskil у вас какая-то проблема с восприятием информации :)

Я написал что игр нет ЗАКОНЧЕННЫХ игр со скроллингом и это читая правда. Потом сказал что есть просто тех демки и привёл их список. Это не связанные две фразы. Какая-то нервная и агрессивная реакция, чем я задел твоё самолюбие ума не приложу! Пис!

21 декабря 2019, 18:17

№7. Nienn Heskil

Блин, опять эти демки скролла... Это интересно только для наркоманов-демомейкеров, которые и в ковёр рады позалипать;) Покажи интерактив с музлом, и люди подтянутся.

23 декабря 2019, 01:11

№1. Nienn Heskil

Только ретросоулз делает современные казуальные высококлассные игры в мультиколоре.

Сможешь повторить?

Я лично - не ожидаю

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи