Интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» Bandersnatch: компьютерная индустрия 80-х и новая игра для ZX Spectrum

В конце декабря прошлого года на потоковом сервисе Netflix вышел специальный эпизод знаменитого сериала «Чёрное зеркало» под названием Bandersnatch.

Причём эпизод не простой, а интерактивный — по ходу просмотра перед зрителем постоянно встают выборы разной степени важности: от «что съесть герою на завтрак» до «кому из персонажей спрыгнуть с балкона». Разумеется, для этого нужно смотреть Bandersnatch непосредственно на Netflix — либо на сайте, либо в официальном приложении. Пиратская копия здесь по понятным причинам не прокатит.

Эпизод от души пошумел в соцсетях (в принципе, до сих пор шумит), но нас Bandersnatch интересует не только из-за неплохой режиссуры (снимал его Дэвид Слэйд, постановщик «Леденца» и «30 дней ночи») и интерактивности — причём не такой, как в обычных квестах, а с запоминанием предыдущих выборов зрителя, пробиванием четвёртой стены и сложной схемой «прохождения». Нет, нам этот эпизод интересен ещё и по причине огромного количества отсылок к индустрии компьютерных игр, некоторые из которых видны даже в трейлере:

Собственно, события эпизода разворачиваются в 1984 году, а главный герой — молодой парень по имени Стефан Батлер — делает для ZX Spectrum игру Bandersnatch, основанную на одноимённой книге в жанре «выбери своё приключение» (это когда нужно постоянно листать страницы туда-сюда после очередного выбора). В качестве издателя он выбирает компанию Tuckersoft, где работает его кумир Колин Ритман, автор многочисленных хитов для всё того же «Спектрума».

С этого момента отсылки начинают сыпаться как из рога изобилия — в одной сцене Колин читает журнал Crash, в комнате Стефана на стене висит постер знаменитого платформера Manic Miner (также в эпизоде присутствуют постеры Jet Set Willy, JetPac и Astronut), а в местном компьютерном магазинчике на полке самых продаваемых игр лежат кассеты с небезызвестной Chuckie Egg. А уж про многочисленные «Спектрумы» и другие ретрокомпьютеры и говорить не стоит — этого добра там навалом.

Кстати, вот кадр из эпизода и две роскошные обложки в хорошем разрешении. Как оказалось, арт ещё в середине 2018-го нарисовал сам Оливер Фрей — бессменный художник Crash:

Наконец, если обычному начитанному зрителю название Bandersnatch знакомо исключительно по «Алисе в Зазеркалье», то настоящему спектрумисту — по одноимённой «мегаигре», которую компания Imagine Software очень хотела выпустить как раз в 80-х, но так и не смогла (а потом и вообще обанкротилась). Подробнее об этой истории мы писали в новости про раскопанную версию игры для Sinclair QL — почитайте, там не очень много. Забавно, что банкротом Imagine Software была объявлена 9 июля 1984 года — аккурат в тот день, когда начинаются события эпизода. Разумеется, настоящая и вымышленная Bandersnatch не имеют между собой практически ничего общего, но факт остаётся фактом.

Список намёков, отсылок и просто «фансервиса» можно продолжать ещё очень долго. Закончим на едва ли не самом важном моменте для ретросообщества — совершенно новой игре для ZX Spectrum.

Речь о Nohzdyve — простенькой аркаде, в которой главный герой бросается из окна вниз головой и должен пролететь как можно больше этажей, не касаясь стен, кондиционеров и снующих повсюду челюстей. Чтобы зарабатывать очки, нужно хватать пролетающие мимо глазные яблоки. По большому счёту, вся игра является отсылкой к одной из ключевых сцен эпизода — очень странной, наркоманской и довольно аддиктивной отсылкой.

В вымышленном мире Nohzdyve сделал Колин Ритман, а в реальном — музыкант и программист Мэттью Уэскотт, более известный под псевдонимом Gasman. Также в титрах значатся дизайнер Клейтон Макдермотт и музыкант Брайан Рейтзелл.

Разумеется, чтобы найти реальную версию Nohzdyve, фанатам пришлось потрудиться. В одной из концовок Bandersnatch слышен хорошо всем знакомый звук загрузки с магнитофона на ZX Spectrum — его умельцы быстренько скопировали, сделали погромче и в итоге смогли запустить загадочную программу, показавшую кладоискателям самый натуральный QR-код. А он уже вёл на секретную страницу сайта Tuckersoft, где можно было почитать про историю вымышленной компании, а заодно пробежаться по страницам готовящихся к выпуску и уже выпущенных игр, среди которых числилась Nohzdyve — причём сразу с ссылкой на TAP-файл.

Скачать игру вы можете хоть с «Идеального пикселя», хоть с официального сайта. Играйте на здоровье — если наловчиться, то можно без проблем зарабатывать и сотни, и тысячи очков.

К сожалению, все остальные релизы Tuckersoft представлены на сайте компании лишь в виде кратких описаний, постеров и нескольких тематических картинок. Скриншотов нет (за исключением Bandersnatch), самих игр тоже. Зато постеры выполнены в знакомой всем нам стилистике 80-х и хотя бы поэтому прекрасны:

Netflix даже опубликовал у себя в твиттере короткий видеоролик с геймплеем Bandersnatch и Metl Hedd, и хотя это явные «мокапы» (первая игра в одном кадре нагло игнорирует клэшинг атрибутов, а вторая просто слишком шустра для стандартного «Спектрума»), очень хочется, чтобы оба этих проекта воплотились в жизнь, пусть даже и в урезанном виде. Давайте, спектрумисты современности, покажите класс!

Подытожим: эксперимент у Netflix получился более чем удачным — благодаря Bandersnatch потоковый сервис наверняка приобрёл кучу новых подписчиков, в том числе и среди ценителей ретроигр. Будем надеяться, что эту тематику создатели «Чёрного зеркала» не забросят и в будущем вернутся в чудесные компьютерные 80-е или хотя бы 90-е.

Вы тоже можете без проблем посмотреть Bandersnatch, оформив подписку на Netflix, которая первый месяц совершенно бесплатна. Конечно, платёжные данные от вас всё равно потребуют, но сразу после просмотра эпизода подписку можно отменить и в итоге не потратить ни копейки. А можно и не отменять — на Netflix в последнее время всё больше хорошего контента.

23 января 2019, 09:49

спасибо за интересную статью

23 января 2019, 21:07

№1. Max Ostrovidov

Не за что!

Apenas utilizadores registados poderão deixar comentários