Бейсик — новости


Break/Space — космическая стратегия для ZX Spectrum

Правда, пошаговая и изначально написана на Бейсике. Впрочем, второй недостаток уже исправили.

Конкурс игр на Бейсике для ZX Spectrum подошёл к концу

Заявок оказалось аж 27 штук, и среди них есть реально неплохие игры.

Jungle Quest — игра снова в разработке для Atari 8-bit спустя 10 лет

Достаточно известный на Atari-сцене программист Питер Дж. Мейер (Tempest Xtreme) решил тряхнуть стариной и доделать игру Jungle Quest, которую начал около десяти лет назад — не в последнюю очередь ради того, чтобы доказать правоту своей стороны в грандиозном споре «Commodore 64 против Atari 8-bit», развернувшемся на форуме AtariAge в далёком 2008 году (более 11 000 постов и 464 страницы, на минуточку).

Изначально Питер делал этот платформер на TurboBasic XL, заменяя самые ресурсоёмкие процедуры машинным кодом, и планировал, что игра будет работать исключительно на Atari 130XE со 128 килобайтами памяти и ещё более мощных машинах. Увы, в один незадачливый день программист умудрился отформатировать именно тот раздел на винчестере, где лежал исходный код игры, и разработка по понятными причинам заморозилась.

Однако впоследствии Питеру удалось восстановить исходник из старого резервного диска, поэтому сейчас он планирует модифицировать код под современные условия работы (в частности, никакого «Турбо-Бейсика», только Mad Assembler и эмуляторы под Windows) и попробует сделать игру на картридже, чтобы она запускалась и на машинах с 64 Кбайт ОЗУ.

Нам же остаётся лишь лицезреть несколько скриншотов посредственного качества:

Вышел диск с 33 играми на MSX BASIC

Товарищ по имени Джероен Дерворт опубликовал диск с 33 играми для компьютера MSX, написанными на Бейсике. Разумеется, высокого качества и роскошной графики от них ждать не стоит: во-первых, потому что MSX BASIC, как и большинство других диалектов этого языка, не славится скоростью и серьёзными графическими возможностями, а во-вторых, потому что Джероен сделал все эти игры ещё в школе.

Однако подобный сборник — неплохая демонстрация того, на что способен MSX BASIC даже при минимуме усилий и отсутствии опыта у программиста. Ознакомиться с играми можно тремя способами. Первый — скачать образ диска с сайта автора. Второй — сыграть прямо в браузере посредством эмулятора jsMSX. А третий — просто посмотреть ролик:

Raw Battle — клон Kung Fu Master для ZX Spectrum и C64

Группа Kabuto Factory, состоящая из одного человека, Барона Эшлера, и выпускающая игры преимущественно для ZX Spectrum и Commodore 64, но не чурающаяся и других платформ (самый известный её релиз, Knights & Demons, вышел на 11 компьютерах и приставках), произвела на свет что-то вроде битемапа под названием Raw Battle.

В сюжет игры вдаваться не стоит, потому что по сути это клон Kung Fu Master — здесь тоже нужно продвигаться к цели, лупя подбегающих спереди и сзади врагов. Собственно, больше ничего главный герой и не умеет, кроме как двигаться направо и налево, бить рукой или локтём, а также прыгать и приседать.

На этом проблемы игры не заканчиваются — нарисована она очень плохонько, анимация состоит от силы из пары кадров, управление аховое, а скорость обновления экран вызывает одни лишь слёзы. Ничего удивительного — Raw Battle написана на Бейсике, а потом просто скомпилирована, что не могло не отразиться на плавности происходящего. Впрочем, в этом ничего удивительного как раз нет — практически все игры Kabuto Factory, за исключением вышеупомянутой Kinghts & Demons, выглядят и играются примерно так же.

Тем не менее, академического интереса ради поиграть в Raw Battle всё-таки можно. Качайте версию ZX Spectrum или Commodore 64, осваивайте управление (A, S, I, J, K, L на Speccy и джойстик во втором порту на C64) и проверяйте, на сколько вас хватит.

Новый конкурс игр на Бейсике

Раз уж мы написали недавно про ZX Spectrum BASIC Jam, то просто обязаны написать про другой конкурс игр на Бейсике для компьютера ZX Spectrum, который объявили на HYPE.

Условия здесь тоже нехитрые:

  • игра должна быть написана на встроенном Sinclair BASIC (хоть 48К, хоть 128К);
  • не разрешается использование вызовов ассемблерного кода, за исключением подпрограмм ПЗУ;
  • использование памяти ограничено стандартными 128 Кб;
  • при использовании 128К-бейсика можно задействовать RAM-диск;
  • для музыки можно использовать вставки из музыкального редактора Wham! The Music Box;
  • никаких ограничений по жанру нет.

Конкурс начался 1 апреля, но продлится аж до 31 августа, так что времени ещё полно. Подать заявку можно по адресу zxgame.basic@yandex.ru, готовые работы следует присылать в формате TRD (почему не TAP — не очень понятно) туда же. Все собранные работы будут отосланы на открытое голосование на events.retroscene.org.

Люди, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, разделят между собой призовой фонд, который на данный момент составляет 3500 рублей. Не ахти что, но на BASIC Jam и того нет. К тому же любой желающий может увеличить фонд, закинув какую-нибудь небольшую сумму на Яндекс-кошелёк 410015049829536.

ZX Spectrum BASIC Jam — конкурс игр на Бейсике

Студия Gazzapper Games, помимо всевозможных мелких инди-игр издавшая книгу ZX Spectrum Games Code Club: Twenty Fun Games to Code and Learn, объявила о проведении конкурса ZX Spectrum BASIC Jam.

Условия участия простые — нужно написать игру на Sinclair Basic размером от 100 до 500 строк (предпочтительно, но не обязательно), без использования машинного кода и в одной из трёх категорий:

  • Аркада / Платформер
  • Квест (текстовый или графический)
  • Стратегия / Настольная игра

Затем нужно добиться нормальной работы программы на стандартном «Спектруме» (от 16-килобайтного до ZX Spectrum Next) и в период с 1 по 14 июня предоставить организаторам файл в формате TAP, Z80 или SNA.

О призах хитрецы из Gazzapper Games умолчали, хотя как минимум несколько экземпляров своей книги могли бы и пообещать — на Amazon она стоит от £ 11,5 до £ 21,99.

С другой стороны, в таких конкурсах обычно участвуют просто так, ради удовольствия, так что если вы знакомы с этим диалектом Бейсика и не против написать на нём игру — смело записывайтесь на ZX Spectrum BASIC Jam. А если не знакомы, то не страшно — изучается он очень быстро.

Завершился конкурс игр на «Бейсике» из 10 строк

Закончился мультиплатформенный конкурс Basic 10Liners 2017, в котором участвовали состоящие не более чем из 10 строк игры на «Бейсике» для Atari, Commodore, MSX, Apple II, Amstrad, ZX Spectrum и других компьютеров. На конкурс было подано ровно 64 программы, которые оценивались в трёх категориях. Вот список победителей и призёров с их финальными баллами:

  • PUR-80 – максимум 80 символов в одной логической строке
  1. Man-Up (Atari) – 7,2
  2. Dementia (MSX) — 6,8
  3. Descend (Atari) — 6,8
  • PUR-120 – максимум 120 символов в одной логической строке
  1. Minipede (Atari) — 9,6
  2. Interceptor (Atari) — 9,2
  3. Streamw.H2H (Atari) — 9,0
  • EXTREM-256 — максимум 256 символов в одной логической строке
  1. Space Ranger (Atari) — 9,8
  2. Decipede (Atari) — 8,8
  3. Rogue Descender (Amstrad) — 7,8

Завершился конкурс игр на «Бейсике» из 10 строкЗавершился конкурс игр на «Бейсике» из 10 строк

Нетрудно заметить, что во всех категориях выиграли программы для Atari, а кое-где других компьютеров вообще не оказалось. Ничего удивительного — Turbo-Basic XL славится своей гибкостью и скоростью. К сожалению, для ZX Spectrum была представлена всего одна программа — да и то очень слабенькая, занявшая предпоследнее место в PUR-120 и набравшая всего 2 балла из 10 возможных.

Изучить всех конкурсантов можно вот здесь, а скачать — на Dropbox. Есть очень достойные экземпляры, по которым можно натурально изучать «Бейсик».