ZX Spectrum — новости


Найдено несколько неизданных игр для ZX Spectrum — на чердаке у автора

Эндрю Суонн, разработчик игр для ZX Spectrum (таких, как Defenders of the Earth, Atom Ant, Sooty & Sweep и других), внезапно решил разобрать свой чердак и нашёл там несколько кассет со своими старыми работами. В их числе — семь неизданных игр и куча всяких карт, зарисовок и прочих сопутствующих материалов. К нашему всеобщему счастью, всё это добро Эндрю выложил в архиве для свободного скачивания.

Найдено несколько неизданных игр для ZX Spectrum на чердаке у автораНайдено несколько неизданных игр для ZX Spectrum на чердаке у автора

Шедевров, как признаётся сам автор, там нет — несколько игр были написаны в целях изучения ассемблера, а от других по вполне объективным причинам отказались разные издатели. Отличительные черты игр Эндрю (в том числе и некоторых изданных) — хорошая техническая часть, но никакущий баланс, часто в виде толпы врагов, случайных образом и изо всех щелей прущих на главного героя. В гонке GTI Simulator за машинами даже умудряется гоняться маслянистое пятно!

Найдено несколько неизданных игр для ZX Spectrum на чердаке у автораНайдено несколько неизданных игр для ZX Spectrum на чердаке у автора

Впрочем, поиграть в пару вещей из этого архива всё же можно — пусть недолго, но тем не менее. В конце концов, такие находки случаются очень редко, их стоит холить и лелеять, а авторам — говорить спасибо за труды по оцифровке и выкладыванию результатов на всеобщее обозрение. Сделать это, заодно прочитав историю создания всех игр, можно на форуме World of Spectrum.

Завершился конкурс игр на «Бейсике» из 10 строк

Закончился мультиплатформенный конкурс Basic 10Liners 2017, в котором участвовали состоящие не более чем из 10 строк игры на «Бейсике» для Atari, Commodore, MSX, Apple II, Amstrad, ZX Spectrum и других компьютеров. На конкурс было подано ровно 64 программы, которые оценивались в трёх категориях. Вот список победителей и призёров с их финальными баллами:

  • PUR-80 – максимум 80 символов в одной логической строке
  1. Man-Up (Atari) – 7,2
  2. Dementia (MSX) — 6,8
  3. Descend (Atari) — 6,8
  • PUR-120 – максимум 120 символов в одной логической строке
  1. Minipede (Atari) — 9,6
  2. Interceptor (Atari) — 9,2
  3. Streamw.H2H (Atari) — 9,0
  • EXTREM-256 — максимум 256 символов в одной логической строке
  1. Space Ranger (Atari) — 9,8
  2. Decipede (Atari) — 8,8
  3. Rogue Descender (Amstrad) — 7,8

Завершился конкурс игр на «Бейсике» из 10 строкЗавершился конкурс игр на «Бейсике» из 10 строк

Нетрудно заметить, что во всех категориях выиграли программы для Atari, а кое-где других компьютеров вообще не оказалось. Ничего удивительного — Turbo-Basic XL славится своей гибкостью и скоростью. К сожалению, для ZX Spectrum была представлена всего одна программа — да и то очень слабенькая, занявшая предпоследнее место в PUR-120 и набравшая всего 2 балла из 10 возможных.

Изучить всех конкурсантов можно вот здесь, а скачать — на Dropbox. Есть очень достойные экземпляры, по которым можно натурально изучать «Бейсик».

Больше ускорителей для ZX Spectrum Next

Важное обновление о Kickstarter-кампании ZX Spectrum Next.

Авторам удалось договориться с производителями Raspberry Pi Zero о поставке большой партии плат с этим компьютером, поэтому количество слотов в «пледже» The Next Accelerated увеличилось со 100 до 600. Правда, большую их часть уже расхватали, и на момент написания этой новости осталось всего 190 слотов. Так что если есть желание снабдить свой ZX Spectrum Next ускорителем — стоит поторопиться.

Тем временем сборы уже перевалили за £ 345 000, а количество спонсоров составило 1527 человек. Всё ближе и к ближе к рекорду Vega+.

Wolfcastle McBain — игра по «Симпсонам» для ZX Spectrum

Персонаж «Симпсонов» по имени Райнер Вульфкасл, во вселенной этого мультсериала исполняющий роль героя боевиков Макбэйна, внезапно обзавёлся собственной игрой для ZX Spectrum:

Wolfcastle McBain — игра по «Симпсонам» для ZX Spectrum Wolfcastle McBain — игра по «Симпсонам» для ZX Spectrum

Wolfcastle McBain сделана итальянцем С. Оскаром Гарсией на движке La Churrera и по геймплею смахивает на Into the Eagle's Nest, Rambo III или Survivisection. Уровень, конечно, и близко не такой высокий, но провести за игрой как минимум пять-десять минут всё-таки можно. Качайте её с Google Drive и пробуйте на здоровье.

К слову, выглядит Wolfcastle McBain местами даже симпатично, и если поправить некоторые очевидные проблемы (вроде постоянно возрождающихся и носящихся как ураган врагов), то из игры может выйти толк. Ах, да, ну и заставку точно нужно дорабатывать и дорабатывать:

Wolfcastle McBain — игра по «Симпсонам» для ZX Spectrum

Rex Next — сиквел знаменитой игры для нового «Спектрума»

Вдохновившись успехом ZX Spectrum Next, девелопер Джас Остин выложил у себя в твиттере очередной ролик с демонстрацией прогресса работы над Rex Next — сиквела одной из лучших и технически продвинутых игр для оригинального «Спектрума».

Забавный факт — официально авторами Rex значатся не Джас и его коллеги из компании Creative Reality, а какие-то малоизвестные товарищи из студии-однодневки The Light. Объясняется это просто — после коммерческого и критического провала игры The Fury Джас со товарищи решили не бесить публику и выпустить Rex анонимно, поэтому и взяли псевдонимы. Схема сработала — Rex был восторженно принят игроками и журналистами, которые хвалили игру на все лады, лишь изредка ворча на высокую сложность и мелкие спрайты (которые сейчас, на современных мониторах, выглядят как раз более выигрышно).

Rex Next — сиквел знаменитой игры для нового «Спектрума»Rex Next — сиквел знаменитой игры для нового «Спектрума»

О Rex Next на данный момент известно примерно ничего, кроме самого факта её существования. На YouTube-канале Джаса лежит уже четыре ролика с демонстрацией работы спрайтов, экранного буфера и управления с клавиатуры. До полноценной игры, конечно, как пешком до планеты Зенит, но мы и этому рады. Вот последнее видео (снятое, очевидно, на телефон):

ZX Spectrum Next профинансирован!

Обновление от 26 апреля:

Наконец-то объявились дополнительные цели:

  • £ 350 000 — «Улучшенный Next». FPGA будет проапгрейжено с SLX9 до SLX16. Это значит, что в компьютер получится добавить больше аппаратных возможностей (места на 60% больше).

  • £ 450 000 — «Расширь меня просто». Next получит сокеты для дополнительной памяти, поэтому увеличивать её будет значительно проще. Никакого больше паяния! Свой слот получит и WiFi.

  • £ 550 000 — «Святое Руководство». Руководство пользователя получит апгрейд — станет полнее, обзаведётся НФ-обложкой и будет скреплено проволокой. Как в старые добрые времена.

  • £ 650 000 и £ 750 000 — Пока что секрет.

Ах, да, сборы перевалили за £ 307 000, и на борту уже почти 1400 человек. Так что за первую цель можно не волноваться, да и вторая вполне достижима. А насчёт остальных — ещё посмотрим.

Оригинальная новость от 25 апреля:

Как и ожидалось, кампания по сбору средств на компьютер ZX Spectrum Next увенчалась оглушительным успехом. Своей цели в £ 250 000 проект достиг буквально за полтора дня, а на текущий момент сумма составляет £ 283 556 — её обеспечило ровно 1 309 человек.

Создатели ZX Spectrum Next уже успели поздравить всех «спонсоров» (но в первую очередь — себя) с победой и пообещали в ближайшее время подумать над дополнительными целями. Мы обязательно будет держать вас в курсе.

ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter

Сегодня лучшему компьютеру на свете ZX Spectrum исполнилось 35 лет, и в честь этого на «Кикстартер» вышел замечательный проект — ZX Spectrum Next. Для успешного финансирования ему требуется £ 250 000, и на момент написания этой новости (прошло всего-то 19 часов) собрано уже более £ 212 000, а проект поддержало почти 1000 человек.

Если очень вкратце и не вникая в детали, то это очередной «улучшенный Спектрум» на основе FPGA с полной обратной совместимостью и следующими характеристиками:

  • Процессор — Z80 с режимами 3,5 МГц и 7 МГц
  • Память — 512 Кб ОЗУ (расширяется до 1,5 Мб внутренне и 2,5 Мб внешне)
  • Видео — аппаратные спрайты, режим с 256 цветами, режим Timex 8x1 и т.д.
  • Видеовыходы — RGB, VGA, HDMI
  • Хранилище — слот для SD-карт с DivMMC-совместимым протоколом
  • Звук — три аудиочипа AY-3-8912 со стереовыходом + FM-звук
  • Джойстики — разъём DB9, совместимый с протоколами Cursor, Kempston и Interface 2 (есть возможность выбора)
  • PS/2-порт — мышь с эмуляцией Kempston-режима и внешняя клавиатура
  • Мультифейс-функциональность для доступа к памяти, сэйвов, читов и так далее
  • Поддержка магнитофона — порты входа/выхода для загрузки и сохранения
  • Расширения — оригинальный порт внешней шины и порт графического ускорителя
  • Ускоритель (опционально) — графический процессор, центральный процессор 1 ГГц, 512 Мб ОЗУ
  • Сеть (опционально) — модуль Wi-FI
  • Дополнения — часы реального времени (опционально), внутренний динамик (опционально)

Если же копнуть чуть поглубже, то выяснится, что именно эта машина может оказаться новым стандартом для спектрумовской сцены, поскольку занимаются ею далеко не последние люди на свете, прекрасно понимающие, что нужно пользователям, игрокам и разработчикам.

Это, во-первых, Рик Дикинсон — индустриальный дизайнер, которому мы обязаны внешним обликом ZX80, ZX81, ZX Spectrum, ZX Spectrum + и Sinclair QL. Собственно, ZX Spectrum Next выглядит так же здорово, как вышеупомянутые машины, а они ещё в 80-е заметно опережали по дизайну всех конкурентов.

ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter

Во-вторых, Виктор Трукко, хакер и автор бесчисленного количества железок для ретро-техники — например, эмулятора картриджей для Atari 2600, 5200, 7800, Odyssey II, Vectrex, MSX, Vic 20, Commodore 64, Master System и других платформ (записываете на SD-карту нужные игры, подключаете нужный кабель — и вставляете его куда надо).

В-третьих, Джим Бэгли, один из самых известных разработчиков игр для «Спектрума», таких как Midnight Resistance, Cabal, Red Heat или Throne of Fire. Ещё он угодил в Книгу рекордов Гиннеса, умудрившись втиснуть аркадную классику Dragon's Lair в маломощный компьютер ZX81. Именно Джим в ответе за несколько важных функций Next вроде аппаратных спрайтов и новых видеорежимов.

В-четвёртых и в-пятых, Фабио Белавенуто (один из создателей платы TBBlue Spectrum, которая легла в основу ZX Spectrum Next), и Энрике Олифьерс (игровой дизайнер и сооснователь студии Bossa Studios, выпустившей игры Surgeon Simulator, Worlds Adrift, I am Bread).

Проще говоря, эти люди просто не могут облажаться, тем более что аппаратная и программная начинки у них уже давно готовы, а сейчас просто совершенствуются. Старые и новые игры тоже работают на ура, пользуясь преимуществами 7-мегагерцового процессора и расширенных видеорежимов. Вот небольшая нарезка из таких игр, среди которых есть и Castlevania: Spectral Interlude, в разработке которой принимали участие сотрудники «КГ-Портала».

Рассылку полноценного собранного ZX Spectum Next планируется начать в январе 2018 года — не очень скоро, но лучше уже реалистичные сроки, чем взятые наугад. Больше всего разработчики, видимо, будут возиться с корпусом, пытаясь сделать его максимально похожим на рендеры. Сейчас на руках у команды Next есть лишь распечатанные на 3D-принтере модели — целый корпус в масштабе 1:2 и половинка корпуса в масштабе 1:1.

ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter

Стоит базовая модель ZX Spectrum Next ровно £ 175 — столько же, сколько оригинальный «Спектрум» с 48 Кб памяти в 1982 году. Модель Next Plus c Wi-Fi-модулем и часами реального времени обойдётся в £ 215, а модель со встроенным акселератором на базе Raspberry Pi Zero уже не заказать — закончились слоты на «Кикстартере». Впрочем, самыми популярными являются именно базовая и Plus-модели — на них и будут ориентироваться разработчики.

Создатели ZX Spectrum Next обещают сразу после начала отгрузки готовых компьютеров сделать проект опенсорсным, включая схематику и прошивку. Так что улучшать и совершенствовать этот компьютер будут ещё долго — так сказать, всем миром.

Учитывая безумную скорость сбора денег, можно предположить, что ZX Spectrum Next станет самым успешным краудфандинговым проектом по возрождению «Спектрума». The Recreated ZX Spectrum (он же — Bluetooth ZX Spectrum) собрал в своё время £ 63 194, поддержанный самим Клайвом Синклером Sinclair ZX Spectrum Vega — уже £ 155 682, а его портативная версия Sinclair ZX Spectrum Vega+ нагребла аж целых £ 512 580.

На удивление, у ZX Spectrum Next нет ни одной дополнительной цели — видимо, его создатели пока не очень представляют, что ещё можно приципиально улучшить в своём детище. Но предложения уже поступают — добавить совместимость с SAM Coupé, например. В конце концов, можно обеспечить и полную аппаратную совместимость с российскими клонами «Спектрума» типа Pentagon или пойти дальше, замахнувшись на ZX Evo, ATM Turbo и так далее.

Ну а пока что — заходите на Kickstarter-страничку проекта, изучайте фотографии платы, смотрите ролики с техническим демонстрациями, и если «Спектрум» дорог вам так же, как автору этой новости — выбирайте нужную модель и заказывайте. Такие благие начинания просто необходимо поддерживать!

Exolon на двоих

Роскошная аркадная стрелялка Exolon, вышедшая в конце 80-х на ZX Spectrum, C64, Amstrad CPC, Enterprise 128, Amiga и Atari ST, а в 2000-х даже получившая два ремейка, когда-нибудь в обозримом будущем может обзавестись уникальной версией для кооперативной игры.

Испанский программист с ником ShanJuso с прошлого года работает над проектом Exolon x2 для PC. Кооперативный режим в нём реализован при помощи «сплит-скрина» — пожалуй, самое разумное решение.

Увы, о проекте не слышно аж с июня 2016-го, но вдруг ShanJuso просто не показывает свежие результаты своих трудов? Пока что в наличии лишь эти два скриншота:

Exolon на двоих Exolon на двоих

Хардкорный платформер Abu Simbel Profanation вышел на C64

Знаменитая своей безумной сложностью испанская игра Abu Simbel Profanation, изначально выпущенная на ZX Spectrum, Amstrad CPC и MSX, наконец-то обрела четвёртый дом — Commodore 64. За перенос игры на новую платформу стоит похвалить испанского программиста Франсиско Хавьера Гонсалеса Канете, за музыку и звук — Ричарда Бэйлисса, а за заставку — Нико Галиса.

Оригинальная игра, созданная Виктором Руисом для компании Dinamic Software, была третьей частью так называемой «Саги Джонни Джонса». До неё вышли Saimazoom и Babaliba, а запланированная четвёртая «глава» под названием Crystalis так и не появилась на свет. По геймплею Abu Simbel Profanation похожа на Manic Miner или Jet Set Willy, только, как уже было сказано, куда сложнее — если решите в неё поиграть, то запаситесь ангельским терпением.

Скачать Abu Simbel Profanation можно на сайте игры — там есть как английская, так и испанская версии.

Хардкорный платформер Abu Simbel Profanation вышел на C64 Хардкорный платформер Abu Simbel Profanation вышел на C64

Deep Ones — игра, вдохновлённая Лавкрафтом, BioShock и ZX Spectrum

Игра Deep Ones, выполненная более-менее в цветовой гамме ZX Spectrum, прошла через фильтр Steam Greenlight и теперь появится в этом онлайн-магазине летом 2017 года. Игроку достанется роль дайвера, чья субмарина потерпела крушение где-то в глубинах океана, и теперь наш герой должен от души погулять под водой, сразиться со всякими океанскими тварями, а в конце забороть виновника своего крушения — красного осьминога.

Выглядит Deep Ones, чей автор вдохновлялся серией BioShock, работами Лавкрафта и «Спектрумом», вот так: