ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter

Сегодня лучшему компьютеру на свете ZX Spectrum исполнилось 35 лет, и в честь этого на «Кикстартер» вышел замечательный проект — ZX Spectrum Next. Для успешного финансирования ему требуется £ 250 000, и на момент написания этой новости (прошло всего-то 19 часов) собрано уже более £ 212 000, а проект поддержало почти 1000 человек.

Если очень вкратце и не вникая в детали, то это очередной «улучшенный Спектрум» на основе FPGA с полной обратной совместимостью и следующими характеристиками:

  • Процессор — Z80 с режимами 3,5 МГц и 7 МГц
  • Память — 512 Кб ОЗУ (расширяется до 1,5 Мб внутренне и 2,5 Мб внешне)
  • Видео — аппаратные спрайты, режим с 256 цветами, режим Timex 8x1 и т.д.
  • Видеовыходы — RGB, VGA, HDMI
  • Хранилище — слот для SD-карт с DivMMC-совместимым протоколом
  • Звук — три аудиочипа AY-3-8912 со стереовыходом + FM-звук
  • Джойстики — разъём DB9, совместимый с протоколами Cursor, Kempston и Interface 2 (есть возможность выбора)
  • PS/2-порт — мышь с эмуляцией Kempston-режима и внешняя клавиатура
  • Мультифейс-функциональность для доступа к памяти, сэйвов, читов и так далее
  • Поддержка магнитофона — порты входа/выхода для загрузки и сохранения
  • Расширения — оригинальный порт внешней шины и порт графического ускорителя
  • Ускоритель (опционально) — графический процессор, центральный процессор 1 ГГц, 512 Мб ОЗУ
  • Сеть (опционально) — модуль Wi-FI
  • Дополнения — часы реального времени (опционально), внутренний динамик (опционально)

Если же копнуть чуть поглубже, то выяснится, что именно эта машина может оказаться новым стандартом для спектрумовской сцены, поскольку занимаются ею далеко не последние люди на свете, прекрасно понимающие, что нужно пользователям, игрокам и разработчикам.

Это, во-первых, Рик Дикинсон — индустриальный дизайнер, которому мы обязаны внешним обликом ZX80, ZX81, ZX Spectrum, ZX Spectrum + и Sinclair QL. Собственно, ZX Spectrum Next выглядит так же здорово, как вышеупомянутые машины, а они ещё в 80-е заметно опережали по дизайну всех конкурентов.

ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter

Во-вторых, Виктор Трукко, хакер и автор бесчисленного количества железок для ретро-техники — например, эмулятора картриджей для Atari 2600, 5200, 7800, Odyssey II, Vectrex, MSX, Vic 20, Commodore 64, Master System и других платформ (записываете на SD-карту нужные игры, подключаете нужный кабель — и вставляете его куда надо).

В-третьих, Джим Бэгли, один из самых известных разработчиков игр для «Спектрума», таких как Midnight Resistance, Cabal, Red Heat или Throne of Fire. Ещё он угодил в Книгу рекордов Гиннеса, умудрившись втиснуть аркадную классику Dragon's Lair в маломощный компьютер ZX81. Именно Джим в ответе за несколько важных функций Next вроде аппаратных спрайтов и новых видеорежимов.

В-четвёртых и в-пятых, Фабио Белавенуто (один из создателей платы TBBlue Spectrum, которая легла в основу ZX Spectrum Next), и Энрике Олифьерс (игровой дизайнер и сооснователь студии Bossa Studios, выпустившей игры Surgeon Simulator, Worlds Adrift, I am Bread).

Проще говоря, эти люди просто не могут облажаться, тем более что аппаратная и программная начинки у них уже давно готовы, а сейчас просто совершенствуются. Старые и новые игры тоже работают на ура, пользуясь преимуществами 7-мегагерцового процессора и расширенных видеорежимов. Вот небольшая нарезка из таких игр, среди которых есть и Castlevania: Spectral Interlude, в разработке которой принимали участие сотрудники «КГ-Портала».

Рассылку полноценного собранного ZX Spectum Next планируется начать в январе 2018 года — не очень скоро, но лучше уже реалистичные сроки, чем взятые наугад. Больше всего разработчики, видимо, будут возиться с корпусом, пытаясь сделать его максимально похожим на рендеры. Сейчас на руках у команды Next есть лишь распечатанные на 3D-принтере модели — целый корпус в масштабе 1:2 и половинка корпуса в масштабе 1:1.

ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter

Стоит базовая модель ZX Spectrum Next ровно £ 175 — столько же, сколько оригинальный «Спектрум» с 48 Кб памяти в 1982 году. Модель Next Plus c Wi-Fi-модулем и часами реального времени обойдётся в £ 215, а модель со встроенным акселератором на базе Raspberry Pi Zero уже не заказать — закончились слоты на «Кикстартере». Впрочем, самыми популярными являются именно базовая и Plus-модели — на них и будут ориентироваться разработчики.

Создатели ZX Spectrum Next обещают сразу после начала отгрузки готовых компьютеров сделать проект опенсорсным, включая схематику и прошивку. Так что улучшать и совершенствовать этот компьютер будут ещё долго — так сказать, всем миром.

Учитывая безумную скорость сбора денег, можно предположить, что ZX Spectrum Next станет самым успешным краудфандинговым проектом по возрождению «Спектрума». The Recreated ZX Spectrum (он же — Bluetooth ZX Spectrum) собрал в своё время £ 63 194, поддержанный самим Клайвом Синклером Sinclair ZX Spectrum Vega — уже £ 155 682, а его портативная версия Sinclair ZX Spectrum Vega+ нагребла аж целых £ 512 580.

На удивление, у ZX Spectrum Next нет ни одной дополнительной цели — видимо, его создатели пока не очень представляют, что ещё можно приципиально улучшить в своём детище. Но предложения уже поступают — добавить совместимость с SAM Coupé, например. В конце концов, можно обеспечить и полную аппаратную совместимость с российскими клонами «Спектрума» типа Pentagon или пойти дальше, замахнувшись на ZX Evo, ATM Turbo и так далее.

Ну а пока что — заходите на Kickstarter-страничку проекта, изучайте фотографии платы, смотрите ролики с техническим демонстрациями, и если «Спектрум» дорог вам так же, как автору этой новости — выбирайте нужную модель и заказывайте. Такие благие начинания просто необходимо поддерживать!

Exolon на двоих

Роскошная аркадная стрелялка Exolon, вышедшая в конце 80-х на ZX Spectrum, C64, Amstrad CPC, Enterprise 128, Amiga и Atari ST, а в 2000-х даже получившая два ремейка, когда-нибудь в обозримом будущем может обзавестись уникальной версией для кооперативной игры.

Испанский программист с ником ShanJuso с прошлого года работает над проектом Exolon x2 для PC. Кооперативный режим в нём реализован при помощи «сплит-скрина» — пожалуй, самое разумное решение.

Увы, о проекте не слышно аж с июня 2016-го, но вдруг ShanJuso просто не показывает свежие результаты своих трудов? Пока что в наличии лишь эти два скриншота:

Exolon на двоих Exolon на двоих

Теги: Windows, ZX Spectrum

Хардкорный платформер Abu Simbel Profanation вышел на C64

Знаменитая своей безумной сложностью испанская игра Abu Simbel Profanation, изначально выпущенная на ZX Spectrum, Amstrad CPC и MSX, наконец-то обрела четвёртый дом — Commodore 64. За перенос игры на новую платформу стоит похвалить испанского программиста Франсиско Хавьера Гонсалеса Канете, за музыку и звук — Ричарда Бэйлисса, а за заставку — Нико Галиса.

Оригинальная игра, созданная Виктором Руисом для компании Dinamic Software, была третьей частью так называемой «Саги Джонни Джонса». До неё вышли Saimazoom и Babaliba, а запланированная четвёртая «глава» под названием Crystalis так и не появилась на свет. По геймплею Abu Simbel Profanation похожа на Manic Miner или Jet Set Willy, только, как уже было сказано, куда сложнее — если решите в неё поиграть, то запаситесь ангельским терпением.

Скачать Abu Simbel Profanation можно на сайте игры — там есть как английская, так и испанская версии.

Хардкорный платформер Abu Simbel Profanation вышел на C64 Хардкорный платформер Abu Simbel Profanation вышел на C64

Deep Ones — игра, вдохновлённая Лавкрафтом, BioShock и ZX Spectrum

Игра Deep Ones, выполненная более-менее в цветовой гамме ZX Spectrum, прошла через фильтр Steam Greenlight и теперь появится в этом онлайн-магазине летом 2017 года. Игроку достанется роль дайвера, чья субмарина потерпела крушение где-то в глубинах океана, и теперь наш герой должен от души погулять под водой, сразиться со всякими океанскими тварями, а в конце забороть виновника своего крушения — красного осьминога.

Выглядит Deep Ones, чей автор вдохновлялся серией BioShock, работами Лавкрафта и «Спектрумом», вот так:

Nostalgia Nerd — Sinclair ZX Spectrum Story. Birth of a Classic (eng)

Nostalgia Nerd рассказывает об истории ZX Spectrum.

Теги: ZX Spectrum

Вышел современный ремейк Crystal Kingdom Dizzy для ZX Spectrum

Отечественные разработчики под руководством Евгения Барского выпустили ремейк классической игры Crystal Kingdom Dizzy для ZX Spectrum, призванный исправить все недостатки оригинала 1992 года. Очень краткий список изменений выглядит так:

  • Новый оригинальный движок на 50 FPS, написанный с нуля
  • Новая оригинальная графика, вдохновлённая версией с Amiga
  • Новая загрузочная заставка
  • Красочные и детальные междууровневые иллюстрации
  • 136 полностью переделанных локаций
  • 6 новых мелодий
  • Детальные, неурезанные тексты сюжета с Amiga

Помимо Евгения Барского, который занимался программированием, над игрой работали: Дмитрий Пономарёв (внутриигровая графика), Oleg Origin (дизайн интерфейса, меню и междууровневые иллюстрации), Сергей Косов (музыка) и Marco Antonio del Campo (загрузочная картинка). Среди помощников значатся diver4d, Андрей Полиханенко, Андрей Титов, Александр Семёнов, Юрий Потапов и TSL.

Игру можно скачать на сайте ZX-ART, но стоит иметь в виду, что запустится она только на ZX Spectrum 128/+2/+2A и совместимых машинах. Да, старые 48-килобайтные компьютеры оказалиь в пролёте, но отличная графика и замечательный геймплей того безусловно стоят. Даже если вы уже проходили Crystal Kingdom Dizzy на «Спектруме», обязательно сыграйте в ремейк — уж слишком сильно он превосходит оригинал.

Вышел современный ремейк Crystal Kingdom Dizzy для ZX Spectrum Вышел современный ремейк Crystal Kingdom Dizzy для ZX Spectrum

Вышел современный ремейк Crystal Kingdom Dizzy для ZX Spectrum Вышел современный ремейк Crystal Kingdom Dizzy для ZX Spectrum

Спустя 30 лет опубликована игра Globus для ZX Spectrum

Испанский сайт El Mundo del Spectrum опубликовал аркаду Globus, которая была создана в 1987 году программистом по имени Пако Лафуенте под явным впечатлением от Pac-Man. Увы, попытки пристроить игру в известное испанское издательство Dinamic не увенчались успехом. Пако даже пообщался с одним из основателей компании, Виктором Руисом, но тот объяснил парню, что Globus несколько припозднилась на рынок коммерческих релизов, хотя потенциал у игры всё-таки есть (например, искусная работа с базовым «бипером»).

В общем, наш герой получил рекомендацию продолжать изучать программирование и возвращаться в Dinamic с новым проектом. Однако через какое-то время Пако забросил программирование на ZX Spectrum, а про Globus вспомнил лишь через 30 лет. Собственно, всю историю можно прочитать на El Mundo del Spectrum — где-то в конце находится ссылка на скачивание самой игры, которая прекрасно работает на любом эмуляторе «Спектрума».

А ещё Пако Лафуенте работает над версией Globus для iOS и Android, отличающейся от спектрумовской более плавным перемещением спрайтов. Вот её тизер:

Теги: ZX Spectrum

Xyxexxian Attack! — новая игра в стиле ZX Spectrum

Студия Sunteam выпустила стрелялку Xyxexxian Attack!, по геймплею напоминающую смесь Space Invaders и Missile Command, а по исполнению — релиз для ZX Spectrum. От этого компьютера игре досталась цветовая гамма, пиксельная графика, звуковые эффекты и даже музыка.

Sunteam не первый раз отдаёт дань уважения ретро-системам: из-под пера студии вышли четыре игры для TurboGrafx-16, одна для Amiga, несколько ремейков классики вроде Cybernoid и Sabre Wulf, а также любопытный проект Horace in the Mega Vault — современная версия вышедшей на компьютере Vic 20 игры Mega Vaul, но с графикой в стиле ZX Spectrum (и даже с одним из маскотом этой платформы в главной роли).

Скачать Xyxexxian Attack! можно на её странице. Увы, игра работает только под Windows, но владельцам «Маков» поможет программа CrossOver — проверено на практике.

Xyxexxian Attack! — новая игра в стиле ZX Spectrum
Теги: Windows, ZX Spectrum

Современный ремейк Space Invaders на любой вкус

Ричард Лэнгфорд, автор множества современных ремейков спектрумовских игр и недавнего скролл-шутера Project ZX, порадовал любителей старой-доброй аркады Space Invaders, выпустив её ремейк для Windows.

Если вы обожаете проводить свободное время за отстрелом инопланетных захватчиков, то ремейк поможет немного разнообразить процесс. Например, пришельцев можно сделать видимыми только в момент попадания, щиты можно заставить двигаться, а падающие на корабль игрока бомбы — более непредсказуемыми и быстрыми. Имеется даже режим для двух игроков, хотя тут обязателен совместимый с Xbox геймпад.

Помимо этого у игры есть куча графических стилей — от Atari 2600 и ZX Spectrum до «современного» и «на тетрадке в линеечку». Скачать Space Invaders можно на сайте Langford Productions — заодно имеет смысл посмотреть и другие продукты Ричарда, некоторые достойны внимания.

Изометрическая классика Gunfright вышла на 8-битных компьютерах Commodore и Atari

Приключенческая аркада Gunfright, вышедшая в 1986 году на ZX Spectrum и быстро перенесённая на Amstrad CPC и MSX, на днях обзавелась поддержкой сразу нескольких новых платформ.

Сначала инициативные товарищи портировали игру на 8-битные компьютеры Atari, сделав более красочным обрамление игрового окна (само оно осталось полностью монохромным, как в оригинале), написав новую музыку и перерисовав заставку. Скачать эту версию Gunfright можно на форуме AtariAge — авторы даже снабдили игру «трейнером» для облегчения прохождения.

Изометрическая классика Gunfright вышла на 8-битных компьютерах Commodore и Atari Изометрическая классика Gunfright вышла на 8-битных компьютерах Commodore и Atari

И практически сразу вышел порт для Commodore 64, 16 и Plus/4. Такая синхронность вполне объяснима — разработка велась параллельно другой командой, причём основывалась на коде Atari-версии. Сделать это было не очень сложно, ведь 8-битные компьютеры Atari и Commodore работают на родственных процессорах производства MOS Technology — от 6502 до 7501/8501.

Версия для C64 работает примерно с такой же скоростью, как версии для Amstrad и MSX, а вот C128 уже достигает скорости спектрумовского оригинала (Plus/4 выдаёт нечто среднее). Разумеется, здесь тоже звучит неплохая музыка, а звуковые эффекты заметно лучше, чем на «Спекки», где был задействован лишь базовый «бипер». Скачать эту версию можно на сайте CSDb.

Изометрическая классика Gunfright вышла на 8-битных компьютерах Commodore и Atari Изометрическая классика Gunfright вышла на 8-битных компьютерах Commodore и Atari

В прошлом году те же люди портировали на компьютеры Atari и Commodore другую изометрическую приключенческую игру — Pentagram. Такими темпами все проекты компании Ultimate Play The Game на движке Filmation перекочуют на C64, C128, Plus/4 и Atari 8-Bit. Всего таких игр пять штук (не считая Martianoids и Bubbler), так что до победного конца осталось не так уж и много.